Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

Читательские дневники: новый взгляд

Опубликовано 01.09.2016

1 сентября отмечается День знанийЭто значит, что наши дети (да и мы вместе с ними) узнают много нового и интересного.

Будут новые книги "по программе" и "по велению души". К каким-то книгам мы захотим вернуться, о других даже не вспомним, а ведь читали же когда-то! Сегодня мы поговорим о дневнике читателя, который так часто наводит тоску на детей и родителей.

Зачем он нужен

Основная цель читательского дневника научить ребенка делать выводы из прочитанного, помочь ему лучше запомнить  и понять произведение.

Делая анализ произведения, формулируя вывод, ребенок лучше запоминает  смысл произведения и при необходимости он легко вспомнит это произведение.

Если это произведение будет читаться на внеклассном чтении, при проведении конкурсов, викторин, ребенок, пролистав свой читательский дневник, легко вспомнит и героев произведения, и сюжет.

Кроме того, родители, контролируя ведение читательского дневника, могут легко отследить интересы ребенка, понять какой жанр или направление больше интересуют ребенка и при необходимости, подкорректировать направление чтения, предложить ребенку книги другого жанра.

Да зачем он нужен?!

Записать в тетрадь названия и авторов прочитанных книг, выписать цитаты, коротко сформулировать содержание и личное впечатление... все это уже давно можно найти в интернете и все чаще учителя сомневаются, а стоит ли вообще давать такое задание. 

Родители тоже часто выступают против дневников. Многим приходится заставлять ребенка корпеть над ними, и они жалуются, что "любви к чтению это не прибавляет". Главное, по мнению родителей, чтобы ребенок читал, а записывать — дело десятое. Сами же школьники признаются, что просто ленятся вести читательский дневник.

Всё-таки нужен!

Стоит напомнить, что читательский дневник не предназначен для развития любви к чтению.  У него совершенно другие цели — научить ребенка делать вывод из прочитанного и выражать его в 1-2 предложениях. Это должно помочь ему лучше запомнить и понять произведение.  

Прекраснос необходимостью ведения читательского дневника разобрались, а как заставить ребёнка его вести? Самое главное правило: заставлять не надо. Что ещё делать не надо? 

  • Не настаивать на комментариях. Сначала пусть это будут просто списки книг с краткой оценкой книге ("Здорово!", "Скучно", "Интересно" и т.п.).
  • Не надо оценивать ведение дневника
  • Не сравнивайте читательские дневники детей друг с другом (по количеству прочитанных книг, по оформлению и т.д.)

Как можно стимулировать интерес к читательскому дневнику?

Вариантов масса: от личного примера до применения новых инструментов и подходов к ведению читательского дневника. Конечно, это зависит от возраста ребенка. Младшим школьникам, безусловно, понадобится ваша помощь в записи и оформлении дневника.

Можно также попробовать создать литературное облако слов по произведению - это занятие очень подходит детям, котым нравится мечтать.

К детям более старшего возраста нужен другой подход. Попробуйте, например, обратить внимание ребёнка на звёзд читательского видеоблогинга - в интернете полно роликов. Вполне вероятно, что вашему ребёнку тоже захочется собрать тысячи лайков. 

Или можно научить ребёнка (да и самому освоить, это очень просто) пользоваться картами google, чтобы построить маршрут героя. К проставляемым меткам можно добавить картинки, цитаты и т.п.

Возможно, интерес ребёнка к чтению многократно увеличится, когда он увидит вполне реальные маршруты своих любимых героев или маневры армий на историческом сражении.

И самое главное. Одно из главных составляющих успеха в этом вопросе - ваше внимание и участие!

 

Приятного и полезного чтения :)

 

 

 

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?