Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

 

 

Приглашаем к сотрудничеству авторов по тематике нашего журнала info@readchildren.ru

Подписаться на рассылку

 

Детская литература за рубежом: Италия

Опубликовано 17.03.2017

17 марта 1861 года завершился процесс объединения южных и северных итальянских земель в единое государство. В результате возникли благоприятные возможности для сближения разобщенных территорий. 

В честь этого события мы решили сделать небольшой обзор о детской литературе в Италии. 

Детская литература за рубежом

Италия

Итальянская литература для детей имеет долгую историю и у ее истоков стоит сказка, Даже Никколо Макиавелли и Леонардо да Винчи писали сказки! 

Принято считать, что впервые к жанру "сказка" итальянская литература обратилась ещё в XIII веке (сборников итальянских новелл "Новеллино", автор неизвестен). Затем, век спустя, появились "Триста новелл" Франко Саккетти, до сих пор включаемые составителями в сборники итальянских сказок. 

Наиболее крупным итальянским новеллистом, оказавшим заметное влияние на развитие национальной сказки, был Джованфранческо Страпарола, творивший в конце XV - начале XVI вв. Именно его сказки "Кот в сапогах", "Король-свинья" и др. позднее встретятся в сюжетах знаменитого французского сказочника. Но самым выдающимся итальянским писателем-сказочником был Джамбаттиста Базиле. Сказки Базиле отличает чувство юмора и меры. а в основе его сказочных историй лежит, как правило, крестьянский фольклор. 

Совершенно новый импульс в своём развитии итальянская сказка получила в XVIII веке, под влиянием творчества Карло ГоцциБудучи поклонником "комедия дель арте", Гоцци соединил сказку, народный театр и получил фьябу или трагикомическую сказку для театра. Персонажами сказок Гоцци становятся театральные маски (Панталоне, Труффальдино, Тарталья, Бригелла и др.). Его театральные сказки сразу же стали необыкновенно популярны (и популярны до сих пор).

В 1881 году писатель и журналист Карло Лоренцини (псевдоним Карло Коллодинаписал роман-фельетон "Приключения Пиноккио. История деревянной куклы" (Le avventure di Pinocchio. Storia d'un burattino). Эта сказка была переведена на 87 языках. а Алексей Толстой, как мы все знаем, в 1936 году написал свой вариант этой сказки "Золотой ключик, или Приключения Буратино"

Среди прочих писателей-сказочников можно также упомянуть автора XIX века Джованни Пирелли, современных писателей Марчелло Арджилли, Марко Москини, Бьянку Питцорно, Иво Розати, Ренато Рашела, Сильвию Ронкалья, Сильвио Джильи, Джан Луиджи Берти ("Сказки Сан-Марино").

Однако, самый большой успех в XX столетии выпал на долю писателя и педагога Джанни Родари, в 1950 — 1960-е годы он написал сказки "Приключения Чиполлино", "Джельсомино в Стране лжецов", "Путешествие «Голубой стрелы" и др. Джанни Родари стал самым издаваемым итальянским писателем в Советском Союзе, а также в постсоветской России.

Итальянская детская литература и в 21 веке продолжает развиваться и радовать юных читателей новыми идеями, героями, сюжетами. 

Основным акцентом в современной литературе стала детская и подростковая психология. Современные итальянские авторы стремятся показать широту эмоционального спектра и рассуждений, и одновременно с этим дают реалистичную и многогранную информацию о сложных аспектах жизни (война, загрязнение окружающей среды, глобализация, семейные проблемы, наркозависимость, насилие, болезни).  

Нельзя не упомянуть отдельно о современном классике детской литературы в Италии, Бьянке Питцорно. Самый популярный её роман - "Послушай моё сердце" - рассказывает о жизни девятилетних подруг, а также их одноклассниц в 1950-е годы.

Большое внимание в книге уделено теме поиска предназначения, главного дела в жизни. Это подкупающая своей искренностью, без малейшего намёка на снисходительный тон по отношению к юным читателям книга. Сегодня из итальянских авторов, пишущих для детей и подростков, особенно выделяются Мино Милани, Сильвана Гандольфи, Анжела Нанетти, Веатриче Мазини – они говорят с читателями на равных, уважая в нем личность и право самому принимать позицию. 

Яркая тенденция за последние 20 лет в развитии детской литературы в Италии - появление книжных серий с продолжениями: серия "Улисс Мур", серии, связанные со футболом или фигурным катанием, серия для девочек "Фэйри Оак", серии фэнтези о девушке-драконе и многие другие. 

Так, популярнейшая серия "Улисс Мур" - книги про путешествие детей во времени и пространстве. По сюжету первую из десяти секретных дневников Улисса Мура находят на старинной вилле "Арго". Сам Улисс исчез при невыясненных обстоятельствах, но оставил ключи и подсказки для тех, кто сможет их прочесть. 

Таким образом, в современной итальянской детской литературе преобладает художественная литература, особенно фантастические и приключенческие сюжеты. Однако, это явление не только итальянского книжного рынка изданий для детей, а общемировая тенденция.

 

 

 

 

Использованные источники

http://onhl.ru/news/italjanskaja_literatura_dlja_detej_i_podrostkov/2011-10-28-114 

http://vpereplete.org/2016/12/child-literature-italy/ 

https://ru.wikipedia.org 

Татьяна Соловьева. "Не быть островом. Детская литература начала XXI века. // Журнал "Вопросы литературы", № 1, Январь-Февраль 2017 г.