Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

FAQ: Встреча с писателем

Опубликовано 02.04.2019

02 апреля отмечается Международный день детской книги (International Children's Book Day). Его празднование установлено в 1967 году по инициативе и решению Международного совета по детской книге (IBBY).

Поздравляем всех почитателей детской книги и благодарим всех писателей, которые пишут для детей и подростков! 

Сегодня мы решили опубликовать для вас настоящее руководство по встрече с писателем: табуированные темы, какие вопросы вызовут у писателя интерес, а какие нагонят скуку, о чем нужно спросить обязательно и т.д. Тем более, что совсем скоро все писатели и читатели школьного возраста смогут применить эти знания на практике :)   

ВСТРЕЧА С ПИСАТЕЛЕМ

Инструкция по оптимальному использованию

 

Практически у любого публикующегося автора есть опыт общения с читателями в стенах библиотеки.

Как правило встрече к двадцатой такой автор может заранее предугадать, о чем его сегодня спросят, и заранее запастись ответами. Вопросы читателей бывают интересными, привычными, смешными, бестактными, неожиданными, странными, простыми и сложными. Иногда по итогам такой встречи писатель начинает задумываться о проблеме, которая найдет отражение в его будущей книге, иногда — получает неожиданный отклик на уже написанные книги, иногда же — чувствует раздражение и усталость от скучных, неинтересных вопросов, заданных «только, чтобы хоть что-то спросить».

Встреча с писателем — это интерактивный спектакль, в котором от зрителей иногда зависит, что они услышат дальше — любопытную историю или тягомотную отговорку.

 

Табуированные темы

Есть вещи, о которых не стоит спрашивать никого — даже очень близких людей. Это — личная жизнь. Не принято спрашивать о возрасте, о семейном положении («А вы замужем? А у вас есть дети? А почему?»).

Иногда вопросы о личной жизни могут оказаться очень несвоевременными и откровенно бестактными.

Случай из практики № 1

Коллега, детский писатель, похоронила маму. Менее, чем через месяц она приехала в библиотеку, выступать перед детьми. Среди вопросов, заданных ей в тот день, был и такой:

- А у вас есть родители?

Только большой опыт работы на публике удержал коллегу от того, чтобы не расплакаться.

Разумеется, это — всего лишь стечение обстоятельств. Но иногда люди, задающие, на их взгляд, обычные вопросы про личную жизнь, сами не замечают, как переходят границы дозволенного.

 

Случай из практики № 2

В моей повести «Удалить эту запись?» есть очень неоднозначный персонаж — девочка Лилька, человек довольно жесткий и местами неприятный. Лилька — жертва домашнего насилия, ее поведение очень сильно обусловлено личными обстоятельствами. Всякий раз, отвечая на вопрос «почему Лилька такая злая», я упоминаю про домашнее насилие. Как правило, читателям этого достаточно. Но иногда после этого вопроса звучит другой, бестактный:

- А вам приходилось сталкиваться с домашним насилием? Какие отношения были у вас в семье?  

Стоит помнить, что писатель сам затронет семейную тему, если захочет, и расскажет что-то смешное или трогательное о своих близких. Отвечая на вопрос про отношения в моей семье, я часто рассказываю про моих дедушку и бабушку и вспоминаю всякие забавные истории из моего детства.

 

Скучные вопросы

Это те, на которые писатель отвечает практически на каждой встрече, и ответы на которые можно найти, если перед встречей поискать информацию о писателе в интернете.

«А сколько книг вы уже написали?»

«А как называлась ваша первая книга?»

«А почему у вас такой псевдоним?»

«А сколько лет вам было, когда вы написали вашу первую книгу?»

«Как вы решили стать писателем?»

«А как вы начали писать?»

Эти вопросы для писателя — довольно скучные, поскольку ответы на них нельзя изменить. Если писатель начал писать в семь лет, первый раз напечатал свои стихи в журнале «Трамвай», а его первая книга называлась «Про собаку», то эти факты остаются теми же фактами, и можно лишь озвучивать их раз за разом. Понятно, что такие вопросы надоедают, особенно, если их задают несколько раз на одной встрече.

Детский писатель Владислав Крапивин в своем сборнике рассказов «Шестая Бастионная» с добрым юмором описывает именно такую историю. Устав раз за разом отвечать на вопрос «Сколько вам было лет, когда вы начали писать?», Крапивин напечатал текст о своем первом творческом опыте (в семилетнем возрасте он создал приключенческую повесть про остров Привидения) и потом ссылался на него.

Работая над этой статьей, я уточнила у прозаика Евгении Пастернак, которая давно пишет подростковые книги в соавторстве с Андреем Жвалевским, какие вопросы им задают чаще всего. «Как вы пишете в соавторстве?» и «Как вы при этом не ругаетесь?». В этих вопросах нет ничего недопустимого, но Жвалевскому и Пастернак их задают постоянно.

Иногда писатель оказывается в творческой командировке и ему приходится выступать перед читателями несколько дней подряд, и иногда даже несколько раз в день. Когда мне на протяжении трех дней семь раз пришлось отвечать на вопрос «А сколько книг вы уже написали?», я поняла, что пришла пора писать эту статью.

Бывает, что иногда спрашивают: «А сколько книг вы еще планируете написать?»

Я отвечаю одно и то же: сколько получится. Ведь писатели — такие же простые смертные, и от них не зависит ни срок, отмеренный им судьбой, ни жизненные обстоятельства, прерывающие работу над рукописью, ни планы издателя, который может по каким-то причинам отказаться от публикации запланированного текста. Более того, многие писатели — люди суеверные и на этот вопрос вообще не отвечают, боясь рассказывать о будущем тексте раньше срока, а то вдруг он потом не напишется.

Но есть еще один вопрос, не столько скучный, сколько странный:

«Чему учит ваша книга?»

Обычно я отвечаю, что книга — вообще ничему не учит, если это не пособие по сборке пылесоса или по разведению хомячков. Каждый читатель может что-то из книги почерпнуть. А может ее отложить, потому что это просто «не его книга». Для разных читателей одна и та же книга может быть о любви, о смысле жизни, о предательстве, о дальних городах, о путешествиях, о поиске себя и о веселых каникулах. Есть даже специальная методика, позволяющая с помощью вопроса «о чем» встроить любое новое произведение в контекст мировой художественной литературы. И получив вопрос «О чем ваша книга?», я всегда переадресовываю его читателям, получая от них интересные и порой весьма неожиданные ответы.

 

Забавные вопросы

Случай из практики № 3

Выступаю в детской библиотеке перед пятиклассниками. Рассказываю, в том числе, об одном своем персонаже, прототипом которого стал мой сын Миша. Ребята слушают, кивают. Когда наступает время задавать вопросы, мальчик из первого ряда интересуется:

- А у вас есть дети?

 

Случай из практики № 4

Автор, пишущая стихи и сказки для младшеклассников, выступает перед учениками начальной школы. Девочка, которая первой подняла руку, спрашивает:

- А вы волосы красите или это ваш естественный цвет?

Автор отвечает на этот вопрос и ждет следующих. Та же девочка интересуется:

- А вы часто стрижете волосы?

Автор терпеливо отвечает. Волосы, стоит отметить, у нее совершенно обычные. Но та же девочка вновь тянет руку. Автор просит больше про волосы не спрашивать.

Девочка:

- А какой у вас размер ног?

К счастью, другие вопросы были более конструктивными.

 

Конструктивные вопросы

Они могут быть не очень изящно сформулированы, но по ним заметно — читатель не просто спрашивает, чтобы спросить, а пробует уточнить то, что волнует его на самом деле. По моему опыту самые интересные вопросы задают ребята, которые сами пробуют что-то писать, такие же, как «писатели школьного возраста» из нашей виртуальной литературной студии.

Предугадать, о чем тебя спросят дети, совершенно невозможно. Иногда на встречах задают любопытные вопросы, на которые не скучно отвечать много раз, с новыми подробностями и новыми вариантами ответов. Это вопросы про любимых писателей детства и книги, которые «повлияли на вас, как на автора». Я очень люблю отвечать на этот вопрос (ведь можно рассказать про интересные тексты, посоветовать подросткам авторов, которых они раньше не читали), а еще я люблю узнавать ответы коллег-писателей и радуюсь, когда у нас совпадают любимые книги.

 

«А вам бывает жалко своих героев?», «А почему ваших героев зовут именно так?», «А как вы придумали название для своей книги?», «А как вы придумали ее сюжет?», «А про что будет ваша следующая книга?»

Такие вопросы помогают писательской работе. Автор получает отзывы на уже написанные книги и, рассказывая историю их создания, выясняет для себя многие важные вещи, например, вспоминает, с какими проблемами сталкивался при написании того или иного текста, как в нем сомневался... И в таких случаях писателю действительно важна и приятна  реакция читателя — даже самая возмущенная «Почему вы сделали так, что герой в конце гибнет?»

 

Один из самых распространенных вопросов такого типа звучит довольно заштампованно:

«А какие у вас творческие планы?», «А где вы черпаете вдохновение?» и «А где вы черпаете сюжеты ваших текстов?».

Не смотря на то, что меня коробит от этого «черпаете», я с большим удовольствием рассказываю о том, как происходит создание сюжета как такового и конкретной книги в частности. Умение, отличающее писателя от остальных людей — это как раз способность видеть сюжет в том, что происходит вокруг, умение вычленять из повседневности интригу.

С юными писателями разговаривать интереснее всего. Их интересуют подробности ремесла, им можно дать совет, касающийся сюжета, композиции, психологических характеристик героя, посоветовать книги, которые, на мой взгляд, могут помочь. И, честно говоря, именно такие вопросы помогают мне вести эту рубрику, подсказывают новые темы.

Если у вас есть вопросы о литературном мастерстве  — задавайте обязательно.

 

 

Дорогие друзья!

Встречаемся 07 апреля (воскресенье) в Культурного центра ЗИЛ на бесплатной встрече, которую устраивает издательский дом "Самокат" и применяем полученные знания.

В программе встреча с писателями Еленой Соковениной и Ларисой Романовской, мастер-класс по книге Романа Беляева «Как работает маяк», викторины и книжные новинки.

Регистрация на встречу -  http://zilcc.ru/afisha/7070.html 

 

 

 

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?