26 марта исполнилось 130 лет со дня рождения художника-иллюстратора, акварелиста, педагога Константина Ивановича Рудакова.
Его иллюстрации к книгам: "Дюймовочка" Андерсена Х. К., "Евгений Онегин" Пушкина А. С., "Война и мир" Толстого Л. Н. знакомы многим читателям.
Совершенно невероятный мастер поиска среднего звена между графикой и живописью, Константин Рудаков родился в семье декоратора Мариинского театра.
Совсем маленьким, после смерти отца Константин Иванович попал в Царскосельский приют Человеколюбивого общества, где внимательные воспитатели заметили склонность мальчика к рисованию, нашли ему прекрасного учителя П.П.Чистякова, который ещё Серова с Врубелем учил.
Но самое главное, Чистяков был потрясающим графиком, ставящим линию во главу всего.
Книжные иллюстраторы
Константин Рудаков
Образование Константин Рудаков получал долго, с перерывами, но успел к 20-30-годам стать в Петербурге известным мастером, владевшим практически всеми видами графических техник: акварель, тушь, сангина, литография, даже сажа со стенок лампового стекла могли служить материалом для работы.
Ученику Лебедева, Тырсы и Добужинского дано было пройти довольно извилистый путь.
Он работал в сатирических журналах, детских "ЧиЖе" и "Еже", иллюстрировал французскую классику так, что все думали, что он "недавно из Парижа", а мастер там ни разу не бывал.
Учил рисовать рабочую молодёжь.
Одно время Рудаков даже преподавал математику.
Но в качестве художника, он никогда не скатывался в поиск себя в каких-то новых веяниях тех времён, когда всё ломали и что-то пытались строить.
Его учили быть крепким графиком, им он остался до конца дней.
Обложка и иллюстрации Константина Рудакова к книге Ги де Мопассана "Милый друг",
издательство "Речь", 2018 г.
Купить книгу "Милый друг" в "Лабиринте"
В 1930-40-е годы Константин Иванович уже преподаёт в родной Академии Художеств, где ему давно было присвоено звание живописца.
Душа графика всегда стремилась к материалам колоритным.
И он находит компромисс: его зовут в художественных кругах "живописным графиком". Даже случайное пятно на листе всегда превращается в значимую часть общей композиции.
В 1936 году он так проиллюстрировал "Бременских музыкантов", что это до сих пор один из канонических иллюстраторских вариантов.
Обложка и иллюстрации Константина Рудакова к книге Братьев Гримм "Бременские музыканты",
издательство "Художник РСФСР", 1977 г.
Детская иллюстрация нравилась мастеру.
Известны его варианты на тему "Дюймовочки" Андерсена. До сих пор перепечатываются с его иллюстрациями "Евгений Онегин" А. Пушкина, "Война и мир" Л. Толстова.
Обложка и иллюстрация Константина Рудакова к книге Х.Г.Андерсена "Дюймовочка",
издательство "ДЕТГИЗ", 1945 г.
При жизни художника качество печати шло по нисходящей.
Ему самому нравилось далеко не всё, что выходило в большой тираж. К примеру, удручал "Евгений Онегин". Так бывает, если оригинал выполнен в технике офорт, а потом большой тираж делают не самой высокой печатью.
Иллюстрации Константина Рудакова к книге А.С.Пушкина "Евгений Онегин", Ленинград, 40-е годы
Но мы можем считать себя счастливыми обладателями огромного наследия универсального графика с живописными нотами.
Его иллюстрации к Мопассану и Золя – самые живые, среди всех, когда-либо деланных. Он смог сделать графику в импрессионной манере.
В годы ВОВ Константин Иванович много времени посвящал работе в театре: занимался сценографией и костюмами. Часто рисовал портреты воинов, сотрудничал с журналом "Костёр".
В России работы мастера хранятся во многих музеях.
Приятного и полезного чтения :)
Источник иллюстраций
https://aria-art.ru/0/B/Brat'ja%20Grimm.%20Bremenskie%20muzykanty%20(K.%20Rudakov)/1.html
https://kid-book-museum.livejournal.com/977992.html
https://www.liveinternet.ru/community/lj_pushkinskij_dom/post459325433/
http://rech-deti.ru/catalog/7/26677/