Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

 

 

Приглашаем к сотрудничеству авторов по тематике нашего журнала info@readchildren.ru

Подписаться на рассылку

 

Литературная мастерская: 8 самых распространенных ошибок начинающих авторов

Опубликовано 03.10.2018

Сегодня среда и вас ждёт новый выпуск литературной мастерской с известным прозаиком, автором книг для детей и подростков Ларисой Романовской. 

В этом выпуске мастерской мы рассмотрим самые распространённые ошибки начинающих авторов: когда в тексте нет кульминации и развязки, автор не пользуется введёнными в текст деталями, наличие литературных штампов (особенно в ремарках), излишнее использование уменьшительно-ласкательных форм, отсутствие знаний и опыта в описываемой сфере, тяжёлые словесные конструкции, назидательность и др. Как их найти и обезвредить? Читайте! 

Литературная мастерская с Ларисой Романовской

8 САМЫХ РАСПРОСТРАНЕННЫХ ОШИБОК НАЧИНАЮЩИХ АВТОРОВ

Как их найти и обезвредить

«Начинающий автор» не обязательно юный. Иногда люди пишут свои первые тексты и в тридцать лет, и в пятьдесят.

А иногда наоборот — человек работает с текстами с  первого класса, и ближе к выпускному его творческий багаж — почти как у опытного зрелого писателя. И все-таки в прозе школьников очень часто прячутся вот такие типичные ошибки — причем не только грамматические и орфографические, а еще стилистические, композиционные, смысловые.

Их легко найти и не очень сложно исправить. Проверим себя?

1. В тексте нет кульминации и развязки

Композиция любого художественного текста: завязка, развитие событий, кульминация и развязка. Начинающий автор не всегда способен продумать и быстро записать свою историю. Он ломается на затянутом вступлении. Увлекшись описанием героев и места действия, он теряет силы и запал, забывает придуманную историю или вообще не хочет ее сочинять — достаточно того, что он придумал героя, сюжет ему вообще не нужен.

Такие тексты в сжатом пересказе выглядят примерно так: «Жила-была девочка, у нее были красивые волосы, красивые глаза и пять красивых платьев. Девочка умела превращаться в супер-героиню, Рыжую Лисичку. Тогда у нее появлялось шестое платье — самое красивое на свете. Всё»

2. Автор не пользуется введенными в текст деталями

Придумывать персонажа всегда интересно — и в компьютерной игре,  в собственном произведении. Героя можно наградить интересными чертами характера, необычной биографией, любопытными привычками, оригинальными предметами гардероба.

Но в тексте, особенно малой формы, каждая деталь важна и должна нести особый смысл или играть некую роль.

Вспомним героя Николая Носова — беспечного веселого Незнайку. У него была синяя шляпа, желтые брюки, зеленый галстук и оранжевая рубашка. Все вещи — яркие, праздничных цветов и не очень-то сочетаются друг с другом. И характер у Незнайки точно такой же — яркий, взрывной, он часто совершает поступки, которые не укладываются в нормы окружающей действительности.

Если деталь не несет никакой смысловой и эмоциональной нагрузки, ничего не сообщает нам о характере, привычках, социальном статусе и образе жизни персонажа — в тексте она не нужна.

3. Штампы. Особенно в ремарках

Мы уже говорили о штампах — приемах, которые так часто использовались, что теперь не работают.  Штампы могут быть речевыми («закатил глаза», «стоял, разинув рот»), художественными («герцогиня, сославшись на головную боль, стремительно вышла из покоев», «Аня — солнечный добрый светлый человечек»), сюжетными (архетипический сюжет используется без малейшего отступления и личного авторского опыта).

Штампы — то, что мы уже давно знаем, мы это читали тысячу раз и теперь оно нас раздражает. Чаще всего в прозе начинающего автора место гнездования штампов — ремарки. Произнеся что-нибудь, герои такого автора «мечтательно выдыхают», «в изнеможении опускаются», «лихорадочно вздрагивают» и совершают еще тысячу ненужных действий. Сокращайте ремарки. Пусть читатель сам додумает, мысленно увидит происходящее.

Важно: ремарку нельзя убирать, если герой в процессе диалога совершает что-то очень важное. Например, разговаривая с врагом, потихоньку подсыпает снотворное в его пепси-колу. Тогда обязательно упомяните необходимые действия. Иначе читатель не заметит очень важный момент и не поймет, почему все произошло.

4. Уменьшительно-ласкательные формы

Они тоже нужны, чтобы показать отношение к герою — авторское и других персонажей. Но переизбыток таких форм ведет к слащавости, манерности, опошлению текста. Даже если мы адресуем нашу историю совсем маленькому читателю, не стоит считать его глупым и с детства учить безвкусице. Такой текст кажется приторным. Особенно, если он адресован отнюдь не младшей группе детского сада. «Машенька открыла глазки, надела розовое платьице и белые туфельки с золотыми пряжками. Машенька была майором и работала в секретном полицейском управлении по раскрытию особо тяжелых убийствушек».

5. Отсутствие знаний и опыта в описываемой сфере

Некоторые юные авторы любят писать про вампиров, оборотней, маньяков, пришельцев и прочих ведьм-каннибалов. Эти истории бывают веселыми, динамичными, уморительно страшными. Читая их, совсем не хочется придираться к тому, что автор-третьеклассник понятия не имеет, какими на самом деле были мумии в Древнем Египте, и что происходило в Европе в момент появления графа Дракулы.

Но как только автор пробует написать «серьезный мистический детектив», особенно с полицейским расследованием, все идет коту под хвост. Автор не знает, как работают настоящие полицейские — а потому сваливает в текст опыт, позаимствованный в ближайшем сериале. То же самое относится к сериальным и фильмовым медикам, военным, спецназовцам и ученым, изобретающим биологическое оружие.

Пересказывать чужую выдумку — дело неблагородное и неблагодарное. Все время отвлекаться, уточняя детали, нужные для текста — трудно, а иногда и скучно. Лучше писать о том, о чем знаешь. Или работать в сатирическом жанре, в котором куда меньше таких условностей.

6. Тяжелые словесные конструкции

В текст юного автора толпой приходят причастные и деепричастные обороты и даже приводят с собой друзей — вопросительные местоимения «который», «чей», «где». Именно у юных авторов в текстах часто обитают фразы, растянутые на пять-семь строк (и потерявшие по ходу написания все нужные запятые). Дочитав до конца предложения, читатель забудет, с чего оно началось.

Я не призываю писать нарочито упрощенный текст (если того не требует жанр), но с длиннотами надо бороться — разбивать на отдельные короткие предложения, сокращать, заменять крупные обороты. Сокращать текст вообще полезно. Если не знаешь, как, то прочти предложение вслух и посмотри, где ты запнешься.

7. Числительные цифрами, точки в конце заголовка и имена собственные с ошибками

Это не грубые ошибки, но по ним влёт опознаётся неопытный автор. В конце заголовка точка не ставится. Числительные пишутся прописью. Прежде, чем назвать героя «Элареон», поищи правильное написание этого имени. Илларион, да. Из Иокогамы (в ней нет буквы «Ё»)

8. Назидательность

Это то, что может испортить удовольствие от хорошо прописанного текста с неожиданной концовкой. Иногда в школьных сочинениях от юного автора требуют сделать какой-нибудь вывод из прочитанной истории. И автор, научившись этому, начинает использовать такой приём, чтобы облегчить задачу своему читателю. В результате лирические, жизненные, очень хорошие тексты вдруг заканчиваются назидательной фразой, которая губит все написанное. «Я сделал это, чтобы порадовать маму», «своим поступком мы доказали, что если верить в себя, то мечты сбудутся».

Назидательность хороша только в двух случаях — если мы пишем текст о нравственных ценностях или если работаем над сатирическим рассказом. Веселее всего с назидательной концовкой справился Михаил Зощенко в сборнике рассказов про девочку Лелю и мальчика Миньку — там эти нравоучительные концовки доведены до гротеска и выглядят смешно.

Если мы правильно расставили все смысловые акценты — читатель обо всем догадается сам. Не надо делать за него самую важную работу,  ведь через осмысление текста читатель чувствует свою сопричастность к этой истории.

 

 

Читать также по теме "Литературная мастерская"

Что делать, если твой текст совсем не похож на запланированный? 

Литературные конкурсы: о победителях и не-проигравших!

Литературные конкурсы: советы новичку

Литературные штампы

Где писателю брать идеи?

Литературные игры 

Пишем тексты о животных 

Почему начинающим авторам бывает полезно писать фанфики

Как правильно давать речевые, психологические и внешние характеристики персонажей 

Как не бросить работу над текстом 

Композиция текста. Её типы 

Что такое "композиция теста" и из чего она состоит 

Что такое сюжет и почему без него не обойтись 

Обсуждение текста: когда и кому нужна критика   

Советы писателям школьного возраста