Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

 

 

Приглашаем к сотрудничеству авторов по тематике нашего журнала info@readchildren.ru

Подписаться на рассылку

 

Литературная мастерская: Что делать, если твой текст совсем не похож на запланированный?

Опубликовано 26.09.2018

Сегодня среда и вас ждёт новый выпуск литературной мастерской с известным прозаиком, автором книг для детей и подростков Ларисой Романовской. 

В этом выпуске мастерской мы разберём, что делать, если тот текст, который вы изначально задумали написать, совсем не похож на то, что получается. Узнаем, почему полностью реализовать план - миссия почти невыполнимая, что делать, если надо убить персонажа, а рука не поднимается и многое другое

Присоединяйтесь :) 

Литературная мастерская с Ларисой Романовской

ВСЕ ПОШЛО НЕ ТАК

Что делать, если твой текст совсем не похож на запланированный?

Вопрос от читательницы колонки: «Я составила план будущего текста. Потом начала его писать, но текст очень сильно отошел от плана. Это нормально? Может, я что-то не так делаю?»

Отвечаю сразу: это абсолютно нормально. Существует несколько причин, по которым написанный текст получается не похожим на тот, который мы планировали. В большинстве случаев это идет на пользу тексту.

Сразу оговорюсь — можно писать вообще без плана, можно держать его в голове, можно рисовать его на бумаге в виде схемы или таблицы, а можно четко расписывать по пунктам «Глава 1 — Завязка — Вася находит волшебную палочку».

Все зависит от объема текста, опыта автора, количества сюжетных линий и задействованных персонажей. Чем больше у тебя героев и историй — тем сложнее бывает увязать их в единое целое. Маленькие рассказы чаще всего пишутся вообще без плана, повесть или роман все-таки требует набросков или сюжетных схем.

Но каким бы план текста ни был, реализовать его полностью еще почти никому не удалось. И вот почему:

а. Персонажи стали объемными

Когда мы прикидываем нашу историю, мы еще не знаем точно, каким будет наш герой, мы не дали ему имя, не наградили характером, привычками, внешностью. Как только персонаж это все обретает, он становится индивидуальной личностью, пусть даже и существующей лишь на бумаге (в файле).

Посмотри в сети подборки фотографий с кастингов к разным фильмам. Если бы Шерлок Холмс (Грегори Хаус, Уолтер Уайт, Северус Снейп) был сыгран другим актером, мы бы относились к этому персонажу несколько иначе. Благодаря Хью Лори или Алану Рикману у нас появилась визуализация героя, а заодно — новый набор эмоций по отношению к нему.

Точно так же происходит, когда мы описываем персонажа, для которого уже заранее придуман поступок. Например, персонаж получился таким обаятельным, что мы не в состоянии сделать из него мерзавца. Или он с первой реплики оказался такой брюзга, что теперь мы точно его убъём к третьей главе.

б. Писать продуманное — неинтересно

Иногда, отписав подробный план будущего текста, мы теряем к тексту всякий интерес. Мы пережили множество эмоций, составляя синопсис, теперь нам скучно расписывать историю, ведь эмоций больше нет. Можно оставить этот замысел в покое или написать еще одну его версию, альтернативную. И план в такой ситуации будет служить лишь отправной точкой. Если тебе самому скучно писать текст, то и читатель, скорее всего, тоже над ним заскучает.

в. По ходу текста ты понимаешь, что все было не так

Аппетит приходит во время еды, а озарения — в процессе работы. Такое тоже бывает. Иногда это происходит на середине текста, а иногда в самом конце, когда, сопоставив все улики, ты вместе с героем-сыщиком понимаешь, что убийца — не пенсионерка с болонкой, а все-таки почтальон. В таком случае придется вносить правку в уже написанное, так многие делают, это тоже абсолютно нормально, особенно, если текст содержит несколько сюжетных линий.

г. Рассказ медленно, но верно мутировал в роман

Отставить панику! И это тоже бывает. Классический случай описан Корнеем Ивановичем Чуковским в комментариях к альманаху «Чукоккала». Литературовед Юрий Тынянов в 1924 году получил от государственного издания заказ на небольшой биографический текст о Вильгельме Кюхельбекере, декабристе, друге и лицейском однокурснике Пушкина.

Тынянов, писавший до этого лишь научные работы, увлекся идеей и, по воспоминаним Чуковского, «вместо восьмидесяти заказанных ему страниц он, сам того не замечая, написал больше трехсот». К счастью, Корнею Ивановичу удалось убедить возмущенных сотрудников издательства принять текст к публикации. Так на свет появился замечательный роман «Кюхля», мгновенно ставший бестселлером (хотя этого слова тогда в русском языке не существовало).

д. Запланированное не нравится и не пишется

Это тоже нормально. Значит, в придуманной истории есть какой-то промах, плохо продуманный эпизод, психологически недостоверное событие, действие, для описания которого от нас потребуются знания, которыми мы совсем не располагаем. Можно сесть и подумать — что тебя смущает в тексте. Можно пересказать историю самому себе или незнакомому с ней читателю — и, скорее всего, в ходе пересказа вскроется недостаток.

 

А что делать, если тебе надо убить персонажа, а ты к нему привязался и не можешь?

Либо пощадить (перекроив половину текста), либо убить за кадром. Молодые начинающие авторы очень часто вносят в свое повествование ситуации, с которыми они сами никогда не сталкивались. Не стоит пытаться описывать труп, посмотрев пару роликов из анатомички или репортаж журналиста криминальной хроники. Будет неубедительно. А ведь именно неубедительность описываемых действий чаще всего выдает начинающего прозаика и приостанавливает работу над текстом.

 

А нормально, если ты сперва написал текст, а потом придумал его план?

Да. Иногда случается, что мы уже написали большой фрагмент объемного текста, а только потом поняли, о чем он будет и где кроется интрига. В таком случае надо взять паузу, перечитать написанное, расставить смысловые и сюжетные акценты и  продолжить работу дальше.

 

А когда надо четко следовать плану?

Когда ты пишешь текст на заданную тему. Например, готовишь работу для литературного конкурса. Но и тогда главное — раскрыть тему, хоть и не так подробно, как в школьном сочинении.

Когда у тебя ограничены время и объем текста. Это тоже чаще всего касается конкурсных работ. Если максимальный объем конкурсного задания — один авторский лист (40 тысяч знаков), то лучше заранее расписать завязку, кульминацию и развязку, потому что в противном случае велики шансы, что на завязку уйдет две трети необходимого объема, а все самое важное придется судорожно дописывать в очень сжатые сроки в очень маленьком объеме (а потом сокращать завязку, потому что все равно текст не впихивается в заданные рамки).

Когда ты вносишь правку в уже готовый текст, в котором провисает динамика сюжета. В таком случае план помогает не потерять все детали, которые нуждаются в исправлениях.

 

Хороший текст — тот, который тебе интересно писать самому. Пока ты текст пишешь — ты меняешься как автор. Текст тоже имеет право меняться, обрастать незапланированными персонажами, сюжетными ответвлениями и совсем иным финалом.

Вспомни: как часто тебе удается полностью выполнить все запланированное (например, обещания, данные самому себе в первый день нового года)? Ну? Все в порядке. Ведь хороший текст — он как жизнь. И развивается по тем же самым законам, с неожиданностями, от которых никто не застрахован.

 

Читать также по теме "Литературная мастерская"

Литературные конкурсы: о победителях и не-проигравших!

Литературные конкурсы: советы новичку

Литературные штампы

Где писателю брать идеи?

Литературные игры 

Пишем тексты о животных 

Почему начинающим авторам бывает полезно писать фанфики

Как правильно давать речевые, психологические и внешние характеристики персонажей 

Как не бросить работу над текстом 

Композиция текста. Её типы 

Что такое "композиция теста" и из чего она состоит 

Что такое сюжет и почему без него не обойтись 

Обсуждение текста: когда и кому нужна критика   

Советы писателям школьного возраста