Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Подписаться на нашу рассылку

 

Литературная мастерская: Этап подражания. Почему начинающие авторы иногда пишут чужие повести?

Опубликовано 24.04.2019

Каждый раз, открывая новый сезон нашего квеста «Игра в классиков», я гадаю, какими окажутся работы его участников. Смешными или грустными, пронзительными или предсказуемыми.Заботливо вычитанными мамой или бабушкой, отправленными в последний момент с кучей опечаток... О том, какие недочеты чаще всего встречаются в текстах начинающих авторов и как их можно исправить, мы говорили прошлой осенью в статье «8 ошибок начинающих авторов», которую я написала по итогам одного из наших первых квестов.

Каждый раз ребята меня удивляют, сдавая работы на самые неожиданные темы, предлагая своим героям нестандартное решение конфликта, создавая яркие смелые метафоры. Но иногда происходит и совсем другое.

Литературная мастерская

Этап подражания

Почему начинающие авторы иногда пишут чужие повести?

 

Если среди участников нашего квеста оказывается несколько учеников начальной школы, я почти с абсолютной уверенностью могу прогнозировать: сегодня вечером, выполняя первый этюд, биномку, они пришлют мне поучительные и довольно однотипные сказки про котят, щенят и прочих «милых пушистиков» и «ласковых зверьков».

О том, почему не стоит использовать в текстах эти выражения, можно прочесть в нашей колонке о синонимах. В конце такой сказки юный автор, скорее всего, сделает нравоучительный вывод, заставив читателя извлечь ожидаемую мораль.

Если же в нашем квесте принимают участие девушки-старшеклассницы, то хоть одна из них обязательно напишет душераздирающую историю про кровь, смерть, несчастную любовь и прекрасную страдающую героиню, чье «хрупкое тельце» мучительно «сотрясают безутешные рыдания».

Про то, как жить, если твоя героиня — настоящая Мэри-Сью, мы тоже говорили.

Иногда обо всех сюжетных поворотах можно догадаться, прочтя самый первый абзац текста,  в котором описывается хорошенький котенок или старый ворчливый пес. Или добрая изящная красавица, которой автор и судьба уготовили что-то совсем ужасное, включая гибель родных и близких в автомобильной или самолетной аварии.

Разбирая такой текст, я всякий раз стараюсь подобрать слова, которые не ранят автора, не заставят его бросить писательство.

Дело, в том, что подражание — это естественный этап развития. Через него проходят и люди, и звери. В любой цивилизации малыши подражают старшим, копируя их поведение и обретая таким образом полезные навыки. Подражание полезно. Его часто называют «механизмом социализации», с его помощью младшее поколение приобретает опыт, имеющийся у старшего. Точно так же происходит, когда начинающие авторы перенимают манеру письма у состоявшихся старших коллег.

Писать тексты, похожие на тексты других авторов, абсолютно нормально. Особенно, если ты уже знаешь, что такое «аллюзия» и  «плагиат»Нельзя выдавать чужие тексты за свои, а вот писать свои, напоминающие при этом чужие, — это естественный этап развития. 

 

 

Когда человек только начинает развивать свои писательские навыки, он почти ничего не умеет. У него в голове может быть полно знаний о том, что такое сюжет и фабула, о том, как прописать речевые и психологические характеристики персонажа, но на деле пока ничего не выходит. Писать самому собственные тексты — страшно. Сюжет идет куда-то не туда, герой какой-то скучный, диалог какой-то запутанный. То ли дело — Стивен Кинг, Роберт Хайнлайн, Федор Михайлович Достоевский, любой другой любимый автор.

Одни в такой ситуации набивают руку, создавая фанфики (о том, почему их полезно писать, мы говорили прошлым летом), другие же начинают писать собственные тексты, очень-очень похожие на работы Стивена Кинга, Хайнлайна или Достоевского. О вторичности таких текстов им говорят читатели, это понимают и сами авторы, но остановиться и писать иначе они пока не в силах.

Что же делать?

а) Ждать, когда это пройдет

Дело в том, что у этапа становления есть свои начало и конец. Когда наш личный стиль наработается, когда у нас в голове появится четкий собственный алгоритм создания сюжета, пейзажа, портрета героя, нам уже не надо будет постоянно оглядываться на опыт старших товарищей. Так у детей этап подражания сменяется другим периодом, тем, когда ребенок кричит «я сам» и действует, исходя из личного опыта и новых знаний. В нашем случае опыт и знания сработают аналогично.

б) Читать побольше разных книг разных авторов

Подражание отлично срабатывает, когда мы имитируем стиль любимого автора, пользуемся его приемами. Конечно, легче всего подражать любимому писателю, тому, чьи тексты так сильно повлияли на тебя, как на человека и на автора. Но если у нас сразу несколько любимых писателей, чей авторский почерк уникален и не схож между собой, то мы, заимствуя их наработки, создаем собственный автономный стиль. Срабатывает прием контаминации — возникновения нового путем объединения уже имеющегося, чем-то схожего между собой. Писатель действительно учится всю жизнь и происходит это, в том числе, по мере чтения книг других авторов.

в) Играть в литературные игры

Читай больше, пробуй разное. Попробуй, в порядке эксперимента, написать несколько фраз или описать одно и то же происшествие, имитируя стиль одного, другого, третьего писателя. Лет десять назад в Живом Журнале проходила большая литературная игра. Исходным текстом служила «Красная Шапочка» в версии Шарля Перро. Объектами для подражания были Хэмингуэй, Достоевский, Томас Манн, Владимир Набоков, Ильф и Петров, Сергей Лукьяненко и другие. Можно продолжить этот эксперимент, а можно — сыграть в литературные игры, описания которых мы давали в двух наших статьях (часть первая и часть вторая)

г) Писать еще, иногда с перерывами

Чем больше мы читаем — тем лучше мы пишем. И чем больше мы пишем — тем лучше у нас это получается. Иногда помогает перерыв — на неделю, на несколько месяцев. За это время ты как будто немножко забываешь о том, как писать, а потом начинаешь заново, и иногда — куда самостоятельнее.

 

 

 

Читать также по теме "Литературная мастерская"

Синонимы: руководство по применению 

Стихия стиха. Семь подсказок в помощь поэтам школьного возраста 

Штампы v.s. Эмоции (часть I)

Штампы vs Эмоции (часть II) 

Литературные игры   

 

Все материалы "Литературной мастерской"