Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

Литературная мастерская: Имя для героя

Опубликовано 21.11.2018

Сегодня в нашей литературной мастерской мы поговорим о том, как выбрать имя для своего героя.

Что нужно знать, выбирая имена, фамилии и прозвища для своих персонажей? Рано или поздно перед любым автором (не только школьного возраста) встает один из самых серьезных вопросов: а как назвать героя нового текста?

Что нужно знать, выбирая имена, фамилии и прозвища для своих персонажей? Рано или поздно перед любым автором (не только школьного возраста) встает один из самых серьезных вопросов: а как назвать героя нового текста? 

Литературная мастерская

Имя для героя

Не каждый кот — Леопольд, крокодил — Гена, а лиса — Алиса

 

Иногда автору везет и имя персонажа будто само появляется на странице. Но и в этом случае рано расслабляться, не исключено, что герой захочет его потом сменить.

Иногда персонажу дается временное имя или прозвище — и он сменит его, когда текст будет дописан, или так и останется «Афанасием» или «Седым».

Иногда по ходу написания автор понимает, что вон тот злодей ни разу не Ярополк, а вовсе даже Сигизмунд, и начинает вносить правку в уже написанный текст.

Иногда имя для героя так и не находится. И бедный прозаик, у которого в голове есть сюжет, диалоги, тщательно продуманные сцены и восхитительный финал, сидит в печали и ждет подарков от судьбы, перебирая имена знакомых, коллег, кинозвезд, авторов учебников, своих подписчиков в Твиттере и пользователей в Фейсбуке.

Но рано или поздно он получает подсказку.

Случай из практики № 1

Когда я начала работу над своей повестью «Удалить эту запись?», то никак не могла понять, как зовут главную героиню. Сюжет сложился очень быстро, за двадцать минут, на прогулке с собакой: я хочу написать историю про девочку, которая ведет блог. Но вот как зовут эту девочку, я понять не могла. Ни одно из имен, которые я перебирала, ей не подходили. Помог случай: мне позвонила сотрудница из службы социологических опросов.

- Добрый вечер, меня зовут Вера!

Именно это замечательное имя почему-то ни разу не пришло мне в голову. Спасибо вам, неизвестная Вера!

 

Говорящие фамилии и кричащие имена

У любого имени есть этимологическое значение. Александр — «защитник», «храбрый мужчина», Ольга — «святая», «священная», Павел — «малый», «небольшой», Лариса — «чайка». Иногда для нашего текста это важно, иногда нам и читателю совсем не обязательно знать, что  «Эраст» переводится с латыни как «милый». Хотя Борис Акунин, например, выбрал это имя для своего героя не случайно, сделав отсылку к сентиментальной повести Николая Карамзина «Бедная Лиза».

Вот как раз тогда, в конце восемнадцатого века, имена литературных героев были сплошь и рядом говорящими. И симпатичный юноша, в которого влюбилась главная героиня, действительно был милый, имя четко работало на образ.

Сейчас, делая героя нашего текста Александром, мы может подчеркнуть лишний раз его мужественность, а можем вызвать у читателя совсем иную цепочку ассоциаций. Кто-то вспомнит полководцев Александра Македонского и Александра Суворова, кто-то — Александра Сергеевича Пушкина, а кто-то — своего школьного преподавателя математики Сан Саныча. Залезть читателю в голову и узнать его ассоциации мы не в силах. Но некоторые общие моменты все же можем учесть.

 

 

Тезка знаменитости

Есть имена, которые крепко привязаны к образам известных литературных персонажей. Дать такое же имя своему герою — вполне нормально. Но при условии, что герой не будет напоминать литературную знаменитость во всем остальном. Если, конечно, не ставить себе именно эту задачу и не наполнять текст осознанными аллюзиями, реминисценциями и отсылками к произведению, где действует персонаж-тезка (как это сделал Акунин). В противном случае надо быть готовым к тому, что этих двух героев обязательно будут сравнивать.

Например, в детской литературе существуют как минимум три известных Алисы. Этих героинь придумали Льюис Кэрролл («Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье»), Кир Булычев («Девочка с планеты Земля», «Сто лет тому вперед» и другие книги об Алисе Селезневой) и Алексей Толстой («Золотом ключик или приключения Буратино»).

Если мы напишем сказочный текст про девочку, которую назовем ее Алисой, у читателя неизбежно возникнет такая ассоциация. Но если нам хочется так назвать — почему нет? Например, фантаст Сергей Лукьяненко назвал Алисой вполне обаятельную героиню своих «Дозоров», и эта героиня  в тексте четко проговаривает отношение к собственному имени и реакцию окружающих на него.

 

 

Май нейм из Фёкла

Выбирая имя для героя, стоит уточнить некоторые моменты. Например, могли ли человека, жившего в данном месте в данное время, так звать, насколько это имя было популярным, откуда это имя пришло в страну, где находится герой, насколько оно там распространено.

В частности, женское имя Светлана появилось в художественной литературе в первой четверти девятнадцатого века, его дали своим героиням филолог Александр Востоков и поэт Василий Жуковский. Но называть так настоящих, а не книжных девочек начали только через сто лет, после революции. После 1917 года было отменено одно из церковных ограничений, запрещающих называть людей выдуманными именами, не связанными с небесными покровителями. Именно тогда новорожденных стали называть Светланами, Майями и даже Октябринами.

Юные авторы, создавая свой первый текст, стараются дать героям самые красивые и необычные имена, намекнуть таким образом на нестандартность, загадочность или даже потустороннее происхождение персонажа. Выбор имени — дело интересное, увлекательное и очень полезное.

Но стоит помнить, что вычурное имя — один из признаков великой и ужасной Мэри-Сью, про которую мы говорили в статье, посвященной литературным штампам. (http://www.readchildren.ru/blog/literaturnaya-masterskaya-urok-no-12-literaturnye-shtampy/)

Создавая текст в жанре фэнтези, автор, интересующийся славянской мифологией и древнерусским фольклором, назовет героев Василисой, Любомиром и Добрыней (и этот Добрыня может быть силачом-великаном или, по контрасту, робким и слабым низкорослым мальчиком). У любителей кельтской мифологии в тексте появятся Альбион, Гальвин и Марвин... Википедия и Гугл нам всем в помощь. Подбирая имя персонажу, мы можем заодно узнать массу нового и интересного о том времени и месте, где разворачивается действие нашего сюжета.

 

 

Я не Маша, я Мария!

Имя героя должно сказать читателю о многом. Выберем мы краткую форму имени или полную, а если краткую — то какую именно? Создавая текст, смотри на персонажа с позиции рассказчика.

Софья Петровна, Соня, Сонечка, Сонька и Софка могут быть абсолютно разными героинями или же одной, но в разном возрасте или в разных ситуациях. И не исключено, что эту же героиню могут звать Сова (в привязке к имени) или вообще Зая (потому что мама с папой так в детстве звали). Форма имени скажет нам очень о многом — и о герое, и о том, как к нему относятся остальные персонажи.

Замечательный детский писатель Дина Сабитова написала книгу, которая так и называется «Три твоих имени». Главную героиню, девочку по имени Маргарита, в первой части книги зовут Риткой, во второй — Марго, а в третьей — Маргошей и даже Гошкой. Во всех трех частях повести девочка оказывается в самых разных ситуациях и её окружают самые разные люди.

Практическое задание

Разрабатывая персонажей своего текста, наблюдай за окружающей действительностью. Обрати внимание на то, как зовут человека в разных ситуациях. Вот, например, твоего любимого дедушку Петю твоя мама называет «папой», твой папа «Петром Сергеевичем», а дедушкин знакомый — просто «Сергеечем». А тебе он вообще «дедуля». А кем бы он был в рассказе?

 

Три Катерины на одну страницу

Иногда в наших текстах встречаются персонажи-тёзки. Хорошо, если это важно для сюжета, например, героев с одинаковыми именами могут перепутать и из-за этого получится веселый сюжетный переполох. Если же у тебя в тексте случайно появилось два героя с одинаковыми именами, стоит одного из них переименовать.

Случай из практики № 2

Мальчик написал рассказ на серьезную тему, в рассказе несколько героев, одного из них зовут Сережа, а другого Сергей. Пока автор читает рассказ вслух, мы все время пытаемся понять, о ком из героев идет речь. Спрашиваем, почему героям дали такие имена, ведь на сюжет наличие тезок никак не влияет.

Автор: А я их писал со своих знакомых, одного зовут Максим и второго тоже Максим.

Литературный текст доkжен быть живым и настоящим, но не стоит копировать в него абсолютно все, что происходит вокруг. В реальной жизни мы можем оказаться в классе, где учатся сразу четыре Полины и пять Маш, или поехать в путешествие вместе с Аленой, Леной, Алиной и Ланой. В тексте же читатель может запутаться в этих героях. Читатель станет то и дело уточнять, о ком идет речь, отвлечется от сюжета и наша история покажется ему скучной, он ее бросит.

 

Дверь была заблооксанирована

Случай из практики № 3

Одна моя коллега, читая рукопись молодого автора, обнаружила в ней несколько невероятных слов: «заблооксанировать» и «город Оксаново-чепецк». Будучи опытным редактором, коллега сразу догадалась, в чем дело. Просмотрев рукопись, она нашла в ней героиню по имени Оксана. Очевидно, в первой версии текста героиню звали Кирой, а потом автор по какой-то причине решил это имя поменять. В этом не было, разумеется, ничего плохого, только вот автор, редактируя файл, воспользовался автозаменой. И во всем тексте «Кир» менялось на «Оксан», в том числе в совершенно посторонних словах.

Если по какой-то причине имя или фамилию героя придется менять, надо обязательно вычитывать весь текст целиком, не зависимо от того, работала ли «автозамена». Если же перебивать имя вручную, велики шансы, что хоть в одном месте проскочит исходная версия. 

 

 

 

Читать также по теме "Литературная мастерская"

Пишем фантастический рассказ. Советы эксперта 

Пишем фантастический рассказ 

Художественные приёмы 

Образ рассказчика. Образ автора 

Как победить на конкурсе читательских отзывов? 

8 самых распространенных ошибок начинающих авторов 

Что делать, если твой текст совсем не похож на запланированный? 

Литературные конкурсы: о победителях и не-проигравших!

Литературные конкурсы: советы новичку

Литературные штампы

Где писателю брать идеи?

Литературные игры 

Пишем тексты о животных 

Почему начинающим авторам бывает полезно писать фанфики

Как правильно давать речевые, психологические и внешние характеристики персонажей 

Как не бросить работу над текстом 

Композиция текста. Её типы 

Что такое "композиция теста" и из чего она состоит 

Что такое сюжет и почему без него не обойтись 

Обсуждение текста: когда и кому нужна критика   

Советы писателям школьного возраста  

  

 

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?