Сегодня исполняется 120 лет со дня рождения русского писателя, драматурга, киносценариста Евгения Львовича Шварца. Все мы прекрасно помним его знаменитые сказки и пьесы "Сказка о потерянном времени", "Голый король", "Красная шапочка", "Обыкновенное чудо", "Снежная королева", "Дракон" и др.
В честь этого события мы будем учиться писать пьесы, а примером нам послужит знаменитая пьеса Евгения Шварца "Обыкновенное чудо".
Как написать пьесу. Начало
Конечно, всё начинается с идеи. сюжета, замысла. Никогда не знаешь, что "сработает", какая идея "пойдет". Вывод - коллекционируйте свои идеи (желательно на нескольких носителях) и, как только вас посетит вдохновение, выбирайте приглянувшуюся - и творить, творить, творить!
Предположим, что ваша идея после творческих мук начинает перерастать в сюжет, возможно, вы уже располагаете готовым сюжетом. Что дальше?
Этап 1. Работаем с характерами персонажей. Так как в основе жанра пьесы лежат диалоги между людьми, ваши персонажи должны быть правдоподобны. Что делает персонаж живым? Наличие проблемы (проблем), которая будет влиять, а иногда и определять поведение вашего героя.
Для того, чтобы придумать персонажу проблему, нужно ответить на три вопроса:
- Чего хочет ваш персонаж?
- Что мешает ему получить это?
- Что стоит на его пути?
Некоторые писатели рекомендуют заводить на каждого персонажа отдельный файл, и вписывать туда основные характеристики героя, вставляют его фотографию-прототип и т.д.
Однако, при работе над персонажами многие авторы слишком много времени и внимания уделяют тому, каким именем или какими физическими данными должен обладать персонаж. Это может помешать работе над проектом в целом. Выход: опишите героя в целом, при этом желательно придать ему какую-нибудь особенность.
Важно. Помните, что вы пишите пьесу, а не роман, поэтому в тексте описание персонажа должно быть лаконичным.
В конце работы на этом этапе перечислите всех своих персонажей.
Как у Шварца. Вот как дано описание персонажей Хозяин и Хозяйка у Евгения Шварца в пьесе "Обыкновенное чудо":
Хозяин: "бородатый человек, огромного роста, широкоплечий, подметает комнату и разговаривает сам с собой во весь голос".
Хозяйка "еще молодая, очень привлекательная женщина".
Действующие лица пьесы (всего 14 персонажей):
Хозяин Хозяйка Медведь Король Принцесса Министр-администратор Первый министр Придворная дама Оринтия Аманда Трактирщик Охотник Ученик охотника Палач
Этап 2. Придумываем место действия. Место действия - это то, где происходят события, в частности диалоги. Один из секретов успеха хорошей пьесы - создание для персонажей такой ситуации, при которой совмещение характера персонажа и места даст в тексте необходимое напряжение, чтобы побудить читателя продолжить знакомство с вашим текстом.
Как у Шварца. Рассмотрим, как описывается место действия в пьесе "Обыкновенное чудо" :
Первое действие. "Усадьба в Карпатских горах. Большая комната, сияющая чистотой. На очаге – ослепительно сверкающий медный кофейник..."
Второе действие. "Общая комната в трактире «Эмилия». Поздний вечер. Пылает огонь в камине. Светло. Уютно. Стены дрожат от отчаянных порывов ветра. За прилавком – трактирщик..."
Третье действие. "Сад, уступами спускающийся к морю. Кипарисы, пальмы, пышная зелень, цветы. Широкая терраса, на перилах которой сидит трактирщик..."
Этап 3. Проясняем внутреннюю историю персонажа. На первом этапе мы уже упоминали о том, что у персонажей должны быть некие "проблемы", чтобы они казались живыми, а не плоскими.
На третьем этапе необходимо проработать эти проблемы (или конфликты) более подробно, прописав для главных героев пьесы "внутренние истории".
"Внутренняя история" - это психологические конфликты, происходящие внутри героя. Они в значительной степени скрыты на протяжении всей пьесы, но важно, чтобы вы, как автор, имели о них определенное представление.
Чем конкретнее "внутренняя история", тем легче написать персонаж.
Как у Шварца. Например, "внутреннюю историю" Хозяина из "Обыкновенного чуда" можно представить в следующей краткой форме.
"Женившись и решив остепениться и заняться хозяйством, волшебник поселился в усадьбе в Карпатских горах. Он очень любит свою жену и обещает ей жить "как все", но душа просит чего-нибудь волшебного, и хозяин усадьбы не в силах удержаться от соблазна затеять новые чудеса."
Этап 4. Принимаем ограничения формата. Пьеса - это весьма специфический формат, который накладывает на вас, как на автора, ряд ограничений:
- основная часть текста пьесы - постоянные диалоги между персонажами; монологи, безусловно, могут иметь место, но нельзя ими перегружать произведение;
- в центре внимания пьесы должна быть напряженность в отношениях между персонажами, язык изложения и правдоподобность персонажей;
- персонажи в пьесе выражают себя, в основном, через речь, поэтому иногда то, как они говорят намного важнее того, что они говорят;
- пьеса - это, как правило, короткое динамичное произведение, поэтому, например, преамбула к пьесе должна быть минимальной и т.д.
Как у Шварца. Обратите внимание на то, насколько лаконично и ёмко прописаны у персонажей в "Обыкновенном чуде" ремарки:
"прислушивается, закрывает лицо руками", "хихикает застенчиво", "девушка роняет цветы, медведь поднимает их", "девушка повинуется, медведь становится на одно колено, целует ей руку" и т.д.
И, в заключении, самый главный совет по созданию своей пьесы: читайте и перечитывайте пьесы классиков жанра.
Если вы захотите попробовать написать пьесу, будем рады её оценить, поддержать ваши начинания и честно покритиковать написанное. Пишите нам на info@readchildren.ru
Творческих вам успехов! :)