Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

 

 

Приглашаем к сотрудничеству авторов по тематике нашего журнала info@readchildren.ru

Подписаться на рассылку

 

Литературная мастерская: как написать "вкусный" текст

Опубликовано 13.09.2016

Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения Роальда Даля – английского писателя норвежского происхождения, автора романов, сказок, новелл, стихов и сценариев.

Широкой аудитории Роальд Даль известен, прежде всего, как автор знаменитой повести "Чарли и шоколадная фабрика". Читая эту историю, просто невозможно не захотеть шоколада!

И тут мы призадумались: а что делает текст таким, что буквально слюнки текут, когда его читаешь? Ведь явно недостаточно просто написать сто раз слово "шоколад".

Именно поэтому мы и решили выяснить, как сделать свой текст "вкусным".

 Литературная мастерская

Как написать "вкусный" текст

 текст Ольги Алексеевой

Для того, чтобы это сделать, вам необходимо начать с выбора подходящей, вкусной, темы. Что это значит?

Это значит, что вам нужно выбрать то, что вы любите. Конечно, иногда нужно уметь описывать вкусно и те вещи, к которым вы равнодушны или они вам совсем не нравятся. Но это, как правило, только в том случае, если вы - ресторанный критик. 

Согласитесь, что писать о яблоках, которые вы терпеть не можете, будь они хоть сто раз румяные, сладкие и с красным бочком не то же самое, когда яблочки обожаешь. В первом случае, при самом лучшем раскладе, получится добротная банальщина, то есть "никак", без души. Во втором - есть шанс создать что-нибудь по-настоящему интересное и оригинальное.

Правило 1. Пишем о той еде, которую любим

В крайнем случае, на время создания текста попробуйте уговорить себя и убедить в том, что вареная капуста - это мммм...

Совет. Вначале, ради тренировки, лучше писать только о той еде, которую вы любите.

Правило 2. То, что мы пишем = то, что мы чувствуем

Это очень просто и одновременно очень сложное правило! Попробуем в нем разобраться. Мы знаем, что окружающий мир воспринимается нами всеми органами человеческих чувств: зрением, слухом, осязанием, обонянием, вкусом, то есть комплексом физических ощущений. 

Вопрос лишь в том, как передать в текст "5D-эффект"? 

Есть масса способов и методов, как это сделать (их можно самостоятельно найти и изучить на просторах Интернета), здесь же предлагается тот вариант, который мне кажется наиболее результативным.

Итак. Попробуйте описывать свои ощущения последовательно, друг за другом, при этом задавая себе вопросы-маркеры, применительно к нашей теме "Еда". 

1. Зрение (внешний вид):

  • подача (на тарелочке с голубой каемочкой, на деревянном подносе, на чёрном хлебе и т.д.)
  • цвет (золотистое яблоко, фиолетовые листья базилика и т.д.)
  • форма (круглая пицца, шарик мороженого и т.д.)
  • текстура (рассыпчатое печенье, хрустящая морковка и т.п.)

2. Слух: хруст корочки хлеба, шкворчание сала на сковороде и т.п. Обратимся за конкретным примером к Ивану Бунина (рассказ "Антоновские яблоки"): "Мужик, насыпающий яблоки, ест их сочным треском одно за одним". Вкусно написано, правда?

3. Осязание (тактильные ощущения): горячая картошка из костра, тягучая и липкая карамель и т.д.

4. Обоняние (запах, аромат). Запах непосредственно связан со вкусом, поэтому при описании запаха можно отталкиваться от вкуса блюда и входящих в него ингредиентов. Например, запах корицы, лёгкий аромат ванили и т.п. А вот как Иван Бунин описывал запах атоновских яблок: "запах меда и осенней свежести".

5. Вкус. Все мы знаем так называемые "базовые" вкусы: сладкий, солёный, горький, кислый. Но! Есть же ещё: терпкий, жгучий, металлический и, представьте себе, умами. Что такое умами?

Умами - это вкус, который создают глутамат натрия и некоторые аминокислоты (ближе всего этот вкус к соленому). Умами является важным компонентом вкуса сыра пармезан, соевого соуса и других продуктов, например, грецкого ореха, брокколи, помидоров.

Совет. Старайтесь не употреблять слова с сильной эмоциональной окраской (прекрасный, изумительный, восхитительный и т.п.), так как все они избиты и звучат чересчур рекламно.

Правило 3. Создайте подходящую атмосферу, контекст

То, в каких декорациях вы подаете читателю свою еду - чрезвычайно важно. Возьмём, к примеру, обычный картофель. Где его можно попробовать?

Как уличную еду в фаст-фуде; как гарнир к блюду в дорогом ресторане; в запеченом виде во время похода; можно просто пожарить картошку дома и съесть её с солёным огурцом или складкой. Вариантов, как видите, масса.

Правило 4. Не переусердствуйте в описаниях, метафорах и прочих гиперболах.

Однажды Марк Твен написал пародию на романтическое описание природы. Это не вполне по нашей сегодняшней теме, но вы все поймете, прочитав этот небольшой текста иллюстрацию "как не надо писать":

"Стояло хрустящее и ядрёное утро раннего октября. Ветви сирени и золотого дождя, зажжённые факелами осени, висели горящие и пылающие в высоком воздухе; лиственницы и гранаты простирали свои пурпурные и жёлтые языки пламени подобно ярчайшим и обширнейшим всплескам краски вдоль покатого изгиба лесного массива…"

Совет. Читайте больше классической художественной литературы. Почему? Потому что современная литература заточена, как правило, на действие, а не на описание. Это не хорошо и не плохо, но, если ваша цель - научиться описывать (неважно, что), классические произведения подойдут для этого как нельзя лучше.

 

Мы будем очень рады почитать ваши текстовые зарисовки на тему "вкусная еда".

Пожалуйста, присылайте нам свои тексты на почту info@readchildren.ru до 10 октября (включительно). Лучшие работы будут опубликованы на нашем сайте. Свои силы могут попробовать все желающие!