Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

 

 

Приглашаем к сотрудничеству авторов по тематике нашего журнала info@readchildren.ru

Подписаться на рассылку

 

Литературная мастерская: Как вы пишете?

Опубликовано 12.12.2018

Художественный текст — это не только «о чем», это всегда еще и «как». Один и тот же сюжет можно раскрыть с позиции разных персонажей. Одну и ту же историю можно рассказать так, что она окажется уморительно-смешной, невыносимо трагической или невероятно страшной.

Сегодня мы поговорим о том, как выработать собственный авторский почерк и заодно прокачать грамотность.

В своей авторской колонке Лариса Романовская даёт практические советы и задания, которые помогут вам поэкспериментировать со своим стилем, а также рекомендует отличные книги по стилистике. 

Литературная мастерская с Ларисой Романовской

КАК ВЫ ПИШЕТЕ?

Как выработать собственный авторский почерк и заодно прокачать грамотность

 

Представь себе, даже один и тот же персонаж в исполнении разных авторов может выглядеть абсолютно непохоже. А почему?

У каждого пишущего человека существует собственный писательский и читательский опыт.

Прежде, чем начать писать, мы все были читателями, знакомились с книгами, написанными до нас, любили их и ненавидели и, порой не сознавая того, выбирали, что нам в этих книгах нравится, а что — нет.

Причем речь шла не только о любимых героях, о самых классных сюжетных поворотах и мощных финалах, но еще и о том, каким языком наши любимые книги были написаны (или переведены с иностранного).

 

Задание № 1

Попробуй представить, как выглядела бы известная тебе сказка, если бы ее пришлось писать в ином, отнюдь не сказочном жанре.

 

 

Например, сказка  «Репка» может выглядеть как триллер, в котором страшное, живущее в земле чудище, растение-мутант, поглощает сперва деда, потом бабку, потом внучку... И только отважная Мышка способна бросить вызов этому чудовищу. Поиграй с таким сюжетом, попробуй написать несколько фраз «Репки»-хоррора, из начала, середины и конца.

Для разминки можешь использовать:

Сказки: «Золушка», «Колобок», «Маленький Мук», «Кот в сапогах», «Лиса и журавль», «Зимовье зверей»

Жанры (по содержанию): комедия положений, триллер, научно-фантастический роман, детский детектив, фэнтези, историческая драма, юмористическая повесть, написанная в форме дневника...

 

Язык автора — его стиль, его умение передавать историю — неповторим. Это как отпечатки пальцев или умение выводить буквы и рисовать. Недаром понятие «авторский почерк» имеет отношение именно к языку, которым написана та или иная книга.

 

Задание № 2

Перечитай текст любимого автора. Целиком или пару страниц, просто, чтобы понять авторскую аннотацию. Определи, что именно тебе так нравится в текстах этого писателя. Попробуй написать несколько фраз, имитируя этот стиль.

 

При формировании авторского стиля используются:

1) синтаксис (например, прозаик может любить инверсию в описаниях)

2) пунктуация (выбирая между запятой, точкой с запятой и простой точкой конкретно этот автор чаще всего выбирает точку с запятой)

3) всевозможные художественные приемы в разных сочетаниях (например, парцелляция, разбивка одной логической фразы на несколько для усиления эффекта «Мы. Тебя. Ждем»)

 

Авторский почерк вырабатывается годами. И чем больше мы читаем — тем интереснее и лучше мы пишем. Но что конкретно стоит читать?

Разумеется, перечитывать любимое и учиться новому. У кого? Обязательно у классиков, у известных авторов девятнадцатого и двадцатого века (русских, американских, японских, французских, самых разных). Можно по разному относиться к урокам литературы, любить или не любить своего школьного преподавателя, но прочесть входящие в программу произведения надо обязательно.

Для некоторых отправной точкой для авторского самообразования может послужить список из серии «сто лучших книг о войне», «двадцать лучших романов о двадцатом веке».

 

 

Для кого-то источником рекомендаций может стать любимый автор, упомянувший в интервью или статье своих любимых авторов. Принцип «учитель моего учителя» может привести к очень неожиданным результатам. Например, ты можешь узнать в таких книгах все те же известные тебе приемы или иное раскрытие той же самой темы, о которой пишет твой любимый автор (например, про то, как преодолеть одиночество и простить себя за сделанные ошибки).

 

Совет № 1

Читай премиальную литературу 

Как правило, стоящие литературные премии достаются действительно хорошим текстам. И, кстати, издатель, выпуская или перевыпуская книгу, ставшую лауреатом той или иной литературной премии, снабжает ее соответствующим лейблом, а в книжных магазинах подобные издания часто занимают отдельную полку или специальный стенд в самом выгодном месте.

Разумеется, не стоит читать буквально всех финалистов и лауреатов абсолютно всех премий, ориентируйся на свой вкус, подбирай книги, соответствующие твоему возрасту и твоим личным запросам.

Лучше начать с текстов любимого жанра или про интересную тебе историческую эпоху или страну. По возможности читай не только сам текст, но и критику о нем — рецензии  на популярных литературных порталах, в толстых журналах. Сравни собственное впечатление с мнением рецензента и не удивляйся, если оно будет категорически не совпадать.

 

Задание № 3

Попробуй вместе с другими любителями хорошей литературы поиграть в угадайку, вычислить по паре фраз автора того или иного известного текста. Для остроты и азартности, по предварительной договоренности выбирайте друг для друга такие фрагменты, в которых не указаны имена собственные. В противном случае наш соперник догадается о названии книги по одному упоминанию Воланда или Свидригайлова и не обратит внимания на, собственно, стилистические особенности автора.

 

На даже перечитав сотни хороших умных книг, при написании собственного текста можно совершать грубейшие стилистические ошибки, создавать неловкие конструкции и неправильно употреблять падежи. Что же делать?

 

Совет № 2

Займись практической стилистикой

Стилистика — это раздел науки о языке, который изучает, какие слова мы употребляем в разных ситуациях, чем именно руководствуемся при их выборе.  Практическая стилистика помогает нам не ошибиться при выборе  и употреблении того или иного слова.

Такие занятия пригодятся не только начинающим авторам, но и всем, кто хотел бы говорить культурно и грамотно.

 

Сейчас существует масса пособий по практической стилистике — для школ, для вузов, для сдачи ЕГЭ и ОГЭ. В работе над созданием самых интересных и проверенных временем участвовал Дитмар Эльяшевич Розенталь — один из самых известных советских лингвистов.

Любой учебник русского языка, созданный под руководством или при участии  профессора Розенталя, — хорошее, толковое пособие. Среди них, например, «Занимательная стилистика», написанная в соавторстве с профессором-лингвистом Ириной Борисовной Голуб и выдержавшая множество переизданий.

 

Еще одна книга, способная пробудить в начинающем авторе языковое чутье, это «Живой как жизнь. О русском языке». Её написал в 1967 году Корней Иванович Чуковский, бывший, как известно, не только детским писателем, но еще переводчиком, критиком, литературоведом.

За полвека этот текст помог множеству авторов писать и говорить грамотно, четко, красиво и самобытно.

 

 

 

Читать также по теме "Литературная мастерская"

Фантастический текст. Создаем авторскую вселенную 

Имя для героя

Пишем фантастический рассказ. Советы эксперта 

Пишем фантастический рассказ 

Художественные приёмы 

Образ рассказчика. Образ автора 

Как победить на конкурсе читательских отзывов? 

8 самых распространенных ошибок начинающих авторов 

Что делать, если твой текст совсем не похож на запланированный? 

Литературные конкурсы: о победителях и не-проигравших!

Литературные конкурсы: советы новичку

Литературные штампы

Где писателю брать идеи?

Литературные игры 

Пишем тексты о животных 

Почему начинающим авторам бывает полезно писать фанфики

Как правильно давать речевые, психологические и внешние характеристики персонажей 

Как не бросить работу над текстом 

Композиция текста. Её типы 

Что такое "композиция теста" и из чего она состоит 

Что такое сюжет и почему без него не обойтись 

Обсуждение текста: когда и кому нужна критика   

Советы писателям школьного возраста