Художественный текст — это не только «о чем», это всегда еще и «как». Один и тот же сюжет можно раскрыть с позиции разных персонажей. Одну и ту же историю можно рассказать так, что она окажется уморительно-смешной, невыносимо трагической или невероятно страшной.
Сегодня мы поговорим о том, как выработать собственный авторский почерк и заодно прокачать грамотность.
В своей авторской колонке Лариса Романовская даёт практические советы и задания, которые помогут вам поэкспериментировать со своим стилем, а также рекомендует отличные книги по стилистике.
Литературная мастерская с Ларисой Романовской
КАК ВЫ ПИШЕТЕ?
Как выработать собственный авторский почерк и заодно прокачать грамотность
Представь себе, даже один и тот же персонаж в исполнении разных авторов может выглядеть абсолютно непохоже. А почему?
У каждого пишущего человека существует собственный писательский и читательский опыт.
Прежде, чем начать писать, мы все были читателями, знакомились с книгами, написанными до нас, любили их и ненавидели и, порой не сознавая того, выбирали, что нам в этих книгах нравится, а что — нет.
Причем речь шла не только о любимых героях, о самых классных сюжетных поворотах и мощных финалах, но еще и о том, каким языком наши любимые книги были написаны (или переведены с иностранного).
Задание № 1
Попробуй представить, как выглядела бы известная тебе сказка, если бы ее пришлось писать в ином, отнюдь не сказочном жанре.
Например, сказка «Репка» может выглядеть как триллер, в котором страшное, живущее в земле чудище, растение-мутант, поглощает сперва деда, потом бабку, потом внучку... И только отважная Мышка способна бросить вызов этому чудовищу. Поиграй с таким сюжетом, попробуй написать несколько фраз «Репки»-хоррора, из начала, середины и конца.
Для разминки можешь использовать:
Сказки: «Золушка», «Колобок», «Маленький Мук», «Кот в сапогах», «Лиса и журавль», «Зимовье зверей»
Жанры (по содержанию): комедия положений, триллер, научно-фантастический роман, детский детектив, фэнтези, историческая драма, юмористическая повесть, написанная в форме дневника...
Язык автора — его стиль, его умение передавать историю — неповторим. Это как отпечатки пальцев или умение выводить буквы и рисовать. Недаром понятие «авторский почерк» имеет отношение именно к языку, которым написана та или иная книга.
Задание № 2
Перечитай текст любимого автора. Целиком или пару страниц, просто, чтобы понять авторскую аннотацию. Определи, что именно тебе так нравится в текстах этого писателя. Попробуй написать несколько фраз, имитируя этот стиль.
При формировании авторского стиля используются:
1) синтаксис (например, прозаик может любить инверсию в описаниях)
2) пунктуация (выбирая между запятой, точкой с запятой и простой точкой конкретно этот автор чаще всего выбирает точку с запятой)
3) всевозможные художественные приемы в разных сочетаниях (например, парцелляция, разбивка одной логической фразы на несколько для усиления эффекта «Мы. Тебя. Ждем»)
Авторский почерк вырабатывается годами. И чем больше мы читаем — тем интереснее и лучше мы пишем. Но что конкретно стоит читать?
Разумеется, перечитывать любимое и учиться новому. У кого? Обязательно у классиков, у известных авторов девятнадцатого и двадцатого века (русских, американских, японских, французских, самых разных). Можно по разному относиться к урокам литературы, любить или не любить своего школьного преподавателя, но прочесть входящие в программу произведения надо обязательно.
Для некоторых отправной точкой для авторского самообразования может послужить список из серии «сто лучших книг о войне», «двадцать лучших романов о двадцатом веке».
Для кого-то источником рекомендаций может стать любимый автор, упомянувший в интервью или статье своих любимых авторов. Принцип «учитель моего учителя» может привести к очень неожиданным результатам. Например, ты можешь узнать в таких книгах все те же известные тебе приемы или иное раскрытие той же самой темы, о которой пишет твой любимый автор (например, про то, как преодолеть одиночество и простить себя за сделанные ошибки).
Совет № 1 Читай премиальную литературу |
Как правило, стоящие литературные премии достаются действительно хорошим текстам. И, кстати, издатель, выпуская или перевыпуская книгу, ставшую лауреатом той или иной литературной премии, снабжает ее соответствующим лейблом, а в книжных магазинах подобные издания часто занимают отдельную полку или специальный стенд в самом выгодном месте. Разумеется, не стоит читать буквально всех финалистов и лауреатов абсолютно всех премий, ориентируйся на свой вкус, подбирай книги, соответствующие твоему возрасту и твоим личным запросам. Лучше начать с текстов любимого жанра или про интересную тебе историческую эпоху или страну. По возможности читай не только сам текст, но и критику о нем — рецензии на популярных литературных порталах, в толстых журналах. Сравни собственное впечатление с мнением рецензента и не удивляйся, если оно будет категорически не совпадать. |
Задание № 3
Попробуй вместе с другими любителями хорошей литературы поиграть в угадайку, вычислить по паре фраз автора того или иного известного текста. Для остроты и азартности, по предварительной договоренности выбирайте друг для друга такие фрагменты, в которых не указаны имена собственные. В противном случае наш соперник догадается о названии книги по одному упоминанию Воланда или Свидригайлова и не обратит внимания на, собственно, стилистические особенности автора.
На даже перечитав сотни хороших умных книг, при написании собственного текста можно совершать грубейшие стилистические ошибки, создавать неловкие конструкции и неправильно употреблять падежи. Что же делать?
Совет № 2 Займись практической стилистикой |
Стилистика — это раздел науки о языке, который изучает, какие слова мы употребляем в разных ситуациях, чем именно руководствуемся при их выборе. Практическая стилистика помогает нам не ошибиться при выборе и употреблении того или иного слова. Такие занятия пригодятся не только начинающим авторам, но и всем, кто хотел бы говорить культурно и грамотно. |
Сейчас существует масса пособий по практической стилистике — для школ, для вузов, для сдачи ЕГЭ и ОГЭ. В работе над созданием самых интересных и проверенных временем участвовал Дитмар Эльяшевич Розенталь — один из самых известных советских лингвистов.
Любой учебник русского языка, созданный под руководством или при участии профессора Розенталя, — хорошее, толковое пособие. Среди них, например, «Занимательная стилистика», написанная в соавторстве с профессором-лингвистом Ириной Борисовной Голуб и выдержавшая множество переизданий.
Еще одна книга, способная пробудить в начинающем авторе языковое чутье, это «Живой как жизнь. О русском языке». Её написал в 1967 году Корней Иванович Чуковский, бывший, как известно, не только детским писателем, но еще переводчиком, критиком, литературоведом.
За полвека этот текст помог множеству авторов писать и говорить грамотно, четко, красиво и самобытно.
Читать также по теме "Литературная мастерская"