Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

 

 

Приглашаем к сотрудничеству авторов по тематике нашего журнала info@readchildren.ru

Подписаться на рассылку

 

Литературная мастерская: Литературные конкурсы: о победителях и не-проигравших!

Опубликовано 19.09.2018

Сегодня среда и вас ждёт новый выпуск литературной мастерской с известным прозаиком, автором книг для детей и подростков Ларисой Романовской. 

В этом выпуске мастерской продолжим говорить о литературных конкурсах и проработаем наиболее сложную и проблемную тему: что делать, если вдруг проиграл на литературном конкурсе. Вместе с Ларисой Андреевной рассмотрим случаи из литературной практики и узнаем, как можно себя прокачать, "отрастив дзен". Присоединяйтесь :) 

Литературная мастерская с Ларисой Романовской

ПРОДОЛЖЕНИЕ 

Литературные конкурсы: о победителях и не-проигравших!

 

Случай из практики № 3

В «Контакте», в группе, посвященной литературному конкурсу, идет обсуждение работ финалистов. Один из участников группы пишет обзор в пренебрежительном тоне.

«Этот рассказик — ничего так. А этот — только для мамашек с грудничками. А вот этот рассказик вообще непонятно, почему взяли, он очень слабый, лучше бы вместо него взяли мой текст, который я отправлял на этот конкурс!»

После такого выпада вся «аналитика» данного автора уже не воспринималась как объективный разбор, было видно, что человек задавлен собственной обидой и теперь вымещает злобу на более удачливых конкурентах. Не стоит так делать. Даже если тебя давит обида, постарайся ее не выплескивать в открытом доступе. Это может не получиться с первого раза, но чем богаче наш конкурсный опыт, тем легче мы воспринимаем происходящее. Если понимаешь, что твоя обида слишком велика и глубока, постарайся с ней разобраться, может быть — возьми небольшой тайм-аут, не играй в конкурсах.

 

Проигрываем правильно

Вообще, когда речь идет о творческих конкурсах, слово «проигрыш» звучит не всегда уместно. Проигрывают деньги в казино. А участники конкурсов всего лишь не выигрывают что-то. Более того, в процессе подготовки к испытаниям они обретают очень многое — копят творческий и эмоциональный опыт, доводят до конца  творческий проект, узнают о себе новое, знакомятся с другими конкурсантами.

Для многих дойти до полуфинала или финала (даже не войдя в число призеров) — это уже огромная победа, мощный стимул, чтобы стараться больше, пробовать снова, не опускать руки. Даже, когда после оглашения результатов кажется, что ты больше никогда ничего не напишешь... Это пройдет. А опыт и текст, написанный для конкурса, все равно останутся, и, не исключено, что эти тексты найдут своих читателей и издателей.

Если ты, вдохновившись литературным конкурсом, написал специально для него отдельную работу, ты вообще молодец в квадрате. Если набрался смелости и ее отправил — в кубе! Иногда такая личная внутренняя победа может оказаться куда ценнее внешней.

Если всем участникам или финалистам дают памятные грамоты — забери свою и гордись ей. Ты самоорганизовался, ты попытался, ты занялся интересным делом и (вероятнее всего) получил от этого огромное удовольствие.

Те, кто, не заняв призового места, нашел в себе силы поздравить победителей, сами оказываются в выигрыше, они проделывают огромную работу над собой, становятся мудрее и сильнее. И иногда дети в таких ситуациях поступают куда благороднее, чем родители.

 

Случай из практики № 4

Объявлены итоги литературного конкурса. Среди победителей нет мальчика Димы (имя изменено).

Димина мама (возмущено):

- Я так и знала! У них все победители — блатные! Там все распределено заранее! Это фикция, все эти конкурсы! Димочка, не расстраивайся, ты у меня самый лучший, самый талантливый, просто это мерзкое жюри только своих бездарностей продвигает!

Дима (еще более возмущено):

- Мама, мне за тебя стыдно!

 

Мама в этой истории глубоко не права — и тем, что не верит в честность жюри, и тем, что оскорбляет работы других участников. Зависть и злоба непродуктивны. Но очень трудно сдержаться, особенно, когда ты думаешь, что с помощью них можешь защитить любимого человека.

Иногда реакция близких на наш проигрыш ударяет по нам куда сильнее, чем сами результаты конкурса. Особенно трудно школьникам, которые еще не научились правильно проигрывать, для которых самое страшное это «мама расстроится», «мама не будет мной гордиться».

Тут можно прокачать себя, «отрастив дзен», пропустив все эмоциональные слова мимо ушей. Можно попробовать реализовать себя в другом творческом жанре. Можно предложить обиженным родителям поучаствовать в литературном конкурсе для взрослых — иногда они расстраиваются из-за наших неудач именно в той сфере, в которой сами хотели когда-то быть первыми. Можно, в конце-концов, принять участие в каком-нибудь другом конкурсе втайне или под псевдонимом, чтобы родные, которые все так эмоционально воспринимают, не задели тебя своими переживаниями.

 

На чужих победах учатся

Учиться на работах победителей — самое сложное и интересное. Если эти работы выложены в свободный доступ или опубликованы, обязательно их прочти. Наверняка узнаешь что-то новое: например — о том, как еще можно было обыграть тему. Постарайся понять, почему именно эти тексты заняли призовые места. Посмотри на них не обиженными глазами, а любящими. Подумай, чем они могли зацепить? Красивым литературным языком? Иронией? Умным и храбрым главным героем?

Хорошо, если есть возможность переговорить с членом жюри, узнать у него о плюсах и минусах своего текста или получить сжатую рецензию. Может оказаться, что ты написал очень интересный текст, но его сюжету, допустим, не хватило оригинальности, а языку героев — живости. Или все с текстом хорошо, но только вот заявленная конкурсная тема не раскрыта (зато этот текст можно отправить на другой конкурс). Или причина проигрыша — в неправильном оформлении, в том, что работа была отправлена позже указанного срока. В следующий раз ты сделаешь лучше — только и всего.

Еще можно найти понимающего эксперта, например, руководителя школьной литературной студии, и показать ему свой конкурсный текст. Можно посмотреть, где занимается победитель конкурса, кто его наставники. Вдруг у тебя тоже получится встретиться с этим специалистом, научиться чему-то у него.

Вообще именно здесь скрыт самый любопытный бонус любого литературного конкурса: его участники начинают знакомиться друг с другом, учиться у победителей, узнавать новое о книгах и о себе, делиться опытом и информацией о новых конкурсах. А главное — писать новые тексты.

Конкурсов — много. Где-то — обязательно найдется твой.

 

 

 

 

Читать также по теме "Литературная мастерская"

Литературные конкурсы: советы новичку

Литературные штампы

Где писателю брать идеи?

Литературные игры 

Пишем тексты о животных 

Почему начинающим авторам бывает полезно писать фанфики

Как правильно давать речевые, психологические и внешние характеристики персонажей 

Как не бросить работу над текстом 

Композиция текста. Её типы 

Что такое "композиция теста" и из чего она состоит 

Что такое сюжет и почему без него не обойтись 

Обсуждение текста: когда и кому нужна критика   

Советы писателям школьного возраста