Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

Литературная мастерская: Литературные конкурсы: советы новичку

Опубликовано 12.09.2018

Сегодня среда, поэтому вас ждёт новый выпуск нашей литературной мастерской с известным прозаиком, автором книг для детей и подростков Ларисой Романовской. 

В этом выпуске мастерской Лариса Андреевна подготовила для вас настоящую "Азбуку безопасности" для тех, кто решил участвовать в литературных конкурсах. Поговорим об основных правилах участия, на что нужно обязательно обратить своё внимание при отправке рукописи на конкурс и многое другое! Присоединяйтесь :) 

Литературная мастерская с Ларисой Романовской

БЫСТРЕЕ, ЯРЧЕ, СМЕЛЕЕ!   

Литературные конкурсы: советы новичку

Победа в конкурсе на лучшее художественное произведение — это не только строчка в биографии прозаика или поэта и ценные (или просто памятные и приятные) призы.

Это — уверенность в себе, это новые возможности, иногда — встречи с издателями и редакторами, почти всегда — с единомышленниками, коллегами, будущими друзьями, творческими наставниками.

Для школьников такая победа или просто участие иногда определяет выбор будущей профессии, помогает найти свою цель в жизни.

Литературные конкурсы — это сложная долгая работа, переживания, адреналин, шквал эмоций. Это победы и поражения. Это огромный опыт. Для тех, кто никогда не участвовал в литературных конкурсах, мы подготовили «азбуку безопасности», которая поможет уберечься от разочарований и ошибок.

Главное, помни! При участии в конкурсе стоит:

- Внимательно читать и соблюдать правила

- Быть вежливым

- Получать удовольствие от процесса

- Извлекать интересные  выводы из любого результата, независимо от того, победишь ты или нет.

Правила — для всех. Прежде, чем отправить работу на конкурс, мы ВНИМАТЕЛЬНО читаем правила. Запоминаем и перепроверяем.

Срок сдачи

При необходимости уточняем: если написано «по 5-ое марта», то текст можно отправить 5-го до 23:59 или 4-го до наступления 5-го? И по какому часовому поясу? Иногда организаторы идут на уступки и принимают тексты, отправленные с минимальным опозданием, но на это лучше не рассчитывать и выслать текст заранее. Многие устроители отправляют автоматические или личные письма-уведомления о том, что текст дошел и принят на рассмотрение.

Если конкурс длится несколько месяцев, стоит зайти на его сайт и уточнить: вдруг сроки приема рукописей продлили. Такое тоже бывает, но лучше не откладывать отсылку работы на потом, особенно, если ты собираешься доводить ее до ума, редактировать, переделывать.

Возрастной ценз

Бывают конкурсы для учеников начальной и средней школы, для старшеклассников, для людей старше восемнадцати лет или моложе тридцати пяти. Не стоит завышать или занижать свой возраст, чтобы «проскочить». Опытное жюри скорее всего догадается о подлоге либо он вскроется при оформлении документов финалиста-победителя. Тогда будет совсем обидно.

Объем 

Часто в положении о конкурсе указаны авторские листы, например от одного до пяти. Один авторский лист — 40 000 знаков (не слов). Посчитать объем можно в вордовском файле или с помощью специальной программы, например вот такой (http://vsemozhetbyt.ucoz.ru/varia/word_count.html). Организаторы некоторых конкурсов специально вешают свою «знакосчиталку», тогда надо обязательно пользоваться именно ей. Доводить объем текста до абсолютного совпадения в 40 000 знаков не надо, жюри, скорее всего, примет историю в 39 500 или в 41 500 знаков. Если видишь, что текст сильно не дотягивает в объеме, лучше отправь на конкурс другой, не дописывай этот насильственно — это очень часто бросается в глаза.

 

Случай из практики № 1

Коллега, хороший прозаик, со вздохом:

- Вот, подал в этом сезоне заявку на участие конкурсе и опять не прошел. Там, правда, объем текста не больше пяти авторских листов, а у меня в одной повести девять, в другой — семь. Но я думал, может, прокатит.

Коллега в данном случае был не прав. Даже очень хороший текст может быть забракован по техническим причинам. И объем, превышающий заявленный почти в два раза, к ним точно относится. Особенно четко объем соблюдается на конкурсах, награда в которых — публикация победившего текста в виде отдельной книги, на страницах сборника или в газете (журнале).  Для издателя объем — рабочий инструмент.

 

Жанр

Если в конкурсе указано «берем только прозу, стихи не присылать», отправлять членам жюри поэму не надо. Лучше поискать другой конкурс, тот, где рассматриваются стихи. Или написать рассказ специально для этого конкурса.

Тематика

Если литературный конкурс проводится на определенную тему (экологическую, новогоднюю, миротворческую, фантастическую), то следует именно эту тему раскрыть в своем тексте. В противном случае даже очень талантливый материал окажется «не в формате».

Оформление

Внимательно читаем правила и СЛЕДУЕМ ИМ.

Там может быть написано, что рукописи, отправленные по обычной, а не электронной почте, не рассматриваются. Там могут быть указаны форматы файлов, в которых следует отправлять текст. Может быть прописано «не указывайте в рукописи имя и фамилию, укажите их только в сопроводительном письме»  или «рукопись должна быть без иллюстраций».

Иногда указаны размер и название шрифта, проблелы, кегль и другие непонятные слова. Их значение можно посмотреть в интернете. Там же (а то и прямо на сайте конкурса) найдутся инструкции, с помощью которых можно отформатировать текст. Раз про шрифт и размер написано в правилах, значит для организаторов конкурса это имеет значение. А ведь именно организаторы тут главные.

Не стоит отправлять на конкурс рукописные тексты (даже переписанные красивым почерком), даже в отсканированном или сфотографированном виде. Сейчас, когда у всех нас есть гаджеты, а тексты, которые мы набиваем на телефоне, можно исчислять километрами,  отправлять на конкурс текстов пачку фотографий (да еще и криво пронумерованных) — это хамство.

Правила одинаковы для всех. Иногда организаторы конкурса, члены жюри или координаторы проекта, отправляют соискателям технические письма, с просьбой исправить оформление, и тем самым — дают шанс на победу. Иногда тексты, в том числе перспективные, отсекаются еще на стадии оформления. И это очень обидно.

Грамотность

У грамотно написанного текста больше шансов на победу. Члены жюри — тоже люди. Хороший текст, написанный с большим количеством грамматических и синтаксических ошибок, вызывает у них раздражение. Если тексты финалистов публикуются, оказываются в общем доступе, жюри скорее выберет для выкладки тот, где меньше ошибок.

Поэтому, даже если сроки сдачи поджимают, постарайся вычитать рукопись, покажи ее грамотному взрослому, которому ты доверяешь — родителю, учителю, библиотекарю. Или проверь проблемные слова на сайтах, которые выскакивают в поисковике на запрос «как писать правильно».

Сопроводительное письмо

Во многих конкурсах оно необязательно. Но если требуется оставить информацию о себе, лучше сделать это лаконично и, по возможности, грамотно.

«Меня зовут  Мария Пупкина, мне тринадцать лет, учусь в восьмом классе, стихи пишу с пяти лет, сейчас мои любимые писатели — Эрих Мария Ремарк, Туве Янсон и Нил Гейман». Можно упомянуть своих любимых авторов, но если ты действительно их любишь, а не просто цапнул популярные фамилии из книжного обозрения. По возможности, проверь, как пишутся эти фамилии или названия любимых книг. Так уж получилось, что в литературном мире сразу несколько Яковлевых, Кузнецовых, Орловых и Волковых.... А так же других, не менее прекрасных писателей.

Хорошо бы упомянуть, как давно ты пишешь тексты, участвовал ли раньше в конкурсах (и побеждал ли). Если просят указать возраст, номер школы и название твоего населенного пункта — обязательно это сделай.

Кокетничать и использовать в письме пошлые, затасканные выражения не стоит. Человек, на полном серьезе пишущий «в последнее время муза посещает меня нечасто» или «я давно не седлал своего Пегаса», демонстрирует любовь к штампам, а значит — стилистическую нечуткость. Скорее всего, в его работах тоже будут штампы.

Если надо рассказать о работах, которые ты шлешь на конкурс,  упомяни в сопроводительном письме слова «стихи», «проза», или «тексты», «рассказы». А вот «мои творения» и «мое творчество» использовать не стоит. Оставь эти слова литературоведам, особенно, если твой «творческий путь» насчитывает три с половиной недели.

Впрочем, принижать свои работы пренебрежительными интонациями тоже не стоит, даже если ты пробуешь таким образом скрыть неловкость. Когда член жюри читает строчки «высылаю вам мои убогие стишата», «в приложении навалены продукты моей творческой жизнедеятельности», он вполне справедливо может возмутиться, почувствовать себя оскорбленным. Чтобы эпатировать жюри, заинтриговать его своим текстом, надо хорошо написать этот текст.

Публичный доступ и авторские права

С этим разделом чаще сталкиваются взрослые авторы, а не школьники, но бывает разное. Если в правилах сказано, что выдвинутая на конкурс работа должна быть неизвестной, не публиковавшейся раньше, то не стоит отсылать текст, который уже «засветился» в печати, сменив ему название. Как правило, организаторы такие вещи проверяют, а потом снимают нарушителей с конкурса и иногда заносят в «черный список» авторов, с которыми они больше не будут работать.

Если после того, как текст прошел в финал или полуфинал, коррдинатор присылает письмо с просьбой «убрать текст из публичного доступа», его стоит удалить из тех сетевых ресурсов, в которых ты его сам выкладывал. Если текст гуляет по Сети без твоего ведома (но с указанием авторства) — сообщи об этом организатору.

Плагиат

Выдавать чужую работу за свою — нельзя. Это подлость и воровство. Это не обсуждается.

 

Случай из практики № 2

Первоклассник Матвей (имя изменено) собирается участвовать в городском конкурсе стихов, посвященном началу учебного года.

Любящая бабушка:

- Матюша, а ты возьми какую-нибудь книжку и спиши стихи оттуда.

Разъяренный Матвей:

- Ба, ты чего? Они же антиплагиатом все проверяют!

Взрослый, предлагающий ребенку подобное, одновременно учит его воровать и лишает веры в его собственные силы. К счастью, Матвей отправил на конкурс стихи, которые написал сам. Они завоевали поощрительный приз. Бабушка попросила прощения.

 

О том, как жить авторам, отправившим рукопись на конкурс и не прошедшим в финал, мы расскажем через неделю.

 

 

 

Читать также по теме

Литературная мастерская: Урок № 12. Литературные штампы

Литературная мастерская: Урок № 11. Где писателю брать идеи?

Литературная мастерская: Урок № 10. Литературные игры 

Литературная мастерская: Урок № 9. Пишем тексты о животных 

Литературная мастерская: Урок № 8 

 

Литературная мастерская: Урок № 7 

Литературная мастерская: Урок № 6 

Литературная мастерская: Урок № 5 

Литературная мастерская: Урок № 4 

Литературная мастерская: Урок № 3  

Литературная мастерская: Урок № 2  

Литературная мастерская: Урок № 1  

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?