Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

 

 

Приглашаем к сотрудничеству авторов по тематике нашего журнала info@readchildren.ru

Подписаться на рассылку

 

Литературная мастерская: Образ рассказчика. Образ автора

Опубликовано 17.10.2018

Сегодня среда, а по средам у нас литературная мастерская с известным прозаиком, автором книг для детей и подростков Ларисой Романовской. 

В этом выпуске мастерской мы поговорим об образе рассказчика и об образе автора в тексте, а также выполним три задания по этой теме. Выстраивание образа рассказчика очень важно для произведения. Рассказ от первого или от третьего лица, смена рассказчика очень влияют на произведение в целом. Образ автора не менее важен. Чем же отличается образ рассказчика от образа автора? 

Присоединяйтесь и читайте вместе с нами :) 

Литературная мастерская с Ларисой Романовской

Образ рассказчика. Образ автора

 

Когда мы начинаем работу над собственными текстами, то любой другой художественный текст воспринимается нами иначе.

Мы теперь не только читатели, но и авторы, поэтому мы пробуем понять, как этот текст устроен, с помощью каких художественных приемов другой автор передает напряжение, эмоции героев, ужас или красоту происходящего. Именно поэтому уроки литературы становятся для нас совсем иными — теперь мы не просто учимся анализировать тексты, мы накапливаем личный писательский опыт.

Наверняка в школе при разборе классических произведений тебе встречались такие понятия, как «образ автора» и «образ рассказчика». В твоих собственных текстах эти образы тоже есть, даже если ты об этом не подозреваешь.

Рассказчик персонаж, от чьего лица идет повествование в тексте, с чьей точки зрения подаются и трактуются события.

Как правило, повествование ведется от первого или от третьего лица.

В «Капитанской дочке» Пушкина в роли рассказчика выступает Петруша Гринев, излагающий события от первого лица: «Я считался в отпуску до окончания наук. В то время воспитывались мы не по-нонешнему. С пятилетнего возраста отдан я был на руки стремянному Савельичу, за трезвое поведение пожалованному мне в дядьки. Под его надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля».

А вот в «Преступлении и наказании» Достоевского события подаются от третьего лица: «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С — м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К — ну мосту».

Рассказчик может быть действующим героем (как Раскольников) или только повествователем, не принимающим никакого участия в происходящем (как Антон Лаврентьевич Г., от лица которого идет повествование в «Бесах» Достоевского).

Задание 1. Вспомни рассказчиков в своих любимых книгах. От чьего лица там ведется повествование? Важно ли тебе это? От какого лица идет повествование в твоих текстах? Если от первого, то похож ли этот персонаж на тебя? И чем именно?

Рассказчиков в тексте может быть несколько. Они могут продолжать повествование, излагать другую точку зрения на те же самые события или рассказывать о том, что происходило в отсутствии главного героя.

Так, например, в романе Вениамина Каверина «Два капитана» главный герой — школьник, потом курсант, а потом летчик Саня Григорьев. Однако несколько частей романа написаны от лица другого персонажа — его подруги, а потом жены Кати Татариновой. В этих главах речь идет о том, как жила Катя, потеряв связь с Саней и не зная, жив ли он вообще.

Смена расказчика — яркий и выразительный художественный прием. Используя его, прозаик старается не только сменить точку зрения на главную проблему текста, но и дать яркие речевые характеристики героя -второго повествователя (Например, автор не только прописывает иную лексику, синтаксис, но и подбирает персонажу любимые слова и выражения).

Задание 2. Попробуй отписать одну и ту же ситуацию с разных позиций. Например, напиши про школьную экскурсию в зоопарк с точки зрения учеников, преподавателя, сотрудника зоопарка и мамы из родительского комитета (если увлечешься, можешь еще изложить события и от лица обитателя зоопарка).

Задание 3. Смени рассказчика в известной тебе книге. Попробуй изложить события «Карлсона» с позиции Бетан или фрекен Бок, разверни любой эпизод «Гарри Поттера» от лица Гермионы, или Драко Малфоя, или даже Букли.

Если ты выполнил задание № 3, то подумай: достаточно ли тебе было информации из книги для того, чтобы четко прописать мотивацию и настроение героев, которые не были в исходном тексте главными?

Дело в том, что в текстах опытного прозаика хорошо и четко прописаны образы всех героев, в том числе и второстепенных. Мы можем судить об их характере, привычках, манерах говорить и, главное, мотивах их  поведения. Чем опытнее автор — тем легче он это делает, тем лучше понимает, как с помощью одного-двух предложений дать читателю информацию о персонаже, не тормозя при этом динамику сюжета. Ты тоже этому научишься, если будешь при чтении обращать внимание на то, как разные авторы дают характеристики своим героям.

В любом тексте помимо всех персонажей, включая тех, которые не действуют в истории, но упоминаются в ней, присутствует образ еще одного лица — автора. Его нельзя спутать с рассказчиком, даже если рассказчик заявляет в тексте: «Я придумал эту историю, я записал все, что с нами произошло».

Так, например, в сказочной повести Кристине Нёстлингер «Долой огуречного короля» в роли рассказчика выступает школьник Вольфи Хогельман. И именно о нем мы говорим, разбирая в этом тексте «образ рассказчика».

Но автор текста — австрийская писательница Кристине Нёстлингер (1936 — 2018). Это ей принадлежит идея сказки, она придумала Вольфи, его брата Ника, их сестрицу Мартину, маму, папу, дедушку и, разумеется, короля Куми-Ори. Это Кристине Нёстлингер решила, что король Куми-Ори будет перевирать слова, а у Мартины будут длинные светлые волосы и нежные чувства к однокласснику Бергеру Алексу.

Говоря об «образе автора» в этом тексте, мы обратим внимание на чувство юмора Кристине Нёстлингер, узнаем, как она относится к скандалам в многодетной семье, к строгим и снисходительным школьным учителям, к карьеризму, к умению признавать свои ошибки... Все это есть в тексте, все это можно извлечь из книги.

Образ автора — это заложенная в книге информация о том, кто, как, когда, почему и зачем ее писал. Образ автора складывается из выбора темы, композиции, мотивации героев, художественых средств выразительности, из приоритетов — кто стал главным героем, о чем он нам расскажет, каким языком.

Язык художественного текста у каждого автора свой. Он может быть ярким, мощным, запоминающимся, а может — блеклым и невыразительным или даже корявым. О том, как это исправить, мы поговорим через неделю, разбирая художественные приемы.

 

 

 

Читать также по теме "Литературная мастерская"

Как победить на конкурсе читательских отзывов? 

8 самых распространенных ошибок начинающих авторов 

Что делать, если твой текст совсем не похож на запланированный? 

Литературные конкурсы: о победителях и не-проигравших!

Литературные конкурсы: советы новичку

Литературные штампы

Где писателю брать идеи?

Литературные игры 

Пишем тексты о животных 

Почему начинающим авторам бывает полезно писать фанфики

Как правильно давать речевые, психологические и внешние характеристики персонажей 

Как не бросить работу над текстом 

Композиция текста. Её типы 

Что такое "композиция теста" и из чего она состоит 

Что такое сюжет и почему без него не обойтись 

Обсуждение текста: когда и кому нужна критика   

Советы писателям школьного возраста