Сегодня мы продолжаем говорить о создании собственного фантастического рассказа и предлагаем вам уникальный материал - интервью с писателем-фантастом, победителем и призёром десятков литературных конкурсов Майком Гелприным.
Майк Гелприн - постоянный автор журнала "Русский пионер", публиковался в журналах "Мир фантастики", "Полдень. XXI век", "Наука и жизнь", "Популярная механика" и многих других. Также публиковался в сборниках и антологиях издательств "Эксмо", "АСТ", "Снежный Ком М", "Рипол-классик".
В каком состоянии сейчас находится фантастика как жанр? Каким должен быть качественный фантастический рассказ? Какие книги стоит прочесть начинающему автору? Читайте ответы :)
Литературная мастерская с Ларисой Романовской
Пишем фантастический рассказ
Советы эксперта
Какие книги каких авторов-фантастов стоит прочесть начинающему автору-фантасту?
Майк Гелприн (МГ) Я бы сказал: нет обязательного списка. Надо просто читать, чем больше, тем лучше. Без общей начитанности писать невозможно — это всё равно, что пытаться освоить интегральное исчисление, не зная таблицы умножения.
Единственно — надо стремиться читать лучшее. И фантастику, и другие жанры. По возможности, издания советских времён, особенно это касается переводной литературы. Современные переводы грешат безграмотностью, в том числе стилистической. Современные издания отечественных авторов — тоже, хотя и в меньшей степени.
Что касается выбора конкретных авторов и книг — он чрезвычайно велик, и выделять из него что-то бессмысленно. Каждый сам должен найти "своих" авторов — тех, кого хочется читать и перечитывать. И у всех они будут разными.
Каким должен быть качественный фантастический рассказ?
МГ На этот вопрос ответа не существует. Будь оно не так, любой и каждый, имея под рукой рецепт производства качественных рассказов, строчил бы их один за другим подряд, отрываясь лишь на обед и сон.
Что дает участие в конкурсах фантастических рассказов?
МГ На конкурсах быстрее и эффективнее, чем где бы то ни было, приобретается опыт и растёт мастерство (уровень автора). Я сейчас имею в виду исключительно рассказчиков, не романистов. У романистов другой путь, хотя лучшие из них начинали именно как рассказчики.
Конкурсов в Сети великое множество. Сотни без преувеличения. Но участвовать в абсолютном большинстве из них — себе во вред. Принимать участие стоит лишь в тех, где участвуют умелые авторы — те, у кого можно научиться. Не марать бессмысленно бумагу научиться, а перенять их подходы, их находки, их ноу-хау, их приёмы — проанализировать то, что умеют они и подогнать под себя. Это не означает украсть — это означает понять и переосмыслить. И вот из тех, кому это удаётся, зажигаются новые звёзды и звёздочки на фантастическом небосводе.
Я назвал бы следующие конкурсы, в которых есть смысл участвовать (ссылки гуглятся легко):
- Рваная грелка
- Чёртова дюжина
- Фантлабораторная работа
- Колфан
- ХиЖ
- Блэк Джек
- Пролёт фантазии
- Мини-проза
Есть и ещё ряд конкурсов, где более-менее сносный средний уровень участников. Но лучше ограничиться этими.
Сколько конкурсов ты выиграл и сколько проиграл? Как ты относишься к победе и проигрышу?
МГ Точной статистики у меня нет. Кроме того, нет такого понятия "проиграть конкурс". На нём можно провалиться, это когда рассказ не продвинулся дальше первого тура, в нём и остался. Если рассказ вышел во второй (в трёхтурных конкурсах — в третий тур), то это уже какой-то успех. Для начинающих выход во второй тур — безусловный успех независимо от занятого места в итоге.
Для опытных авторов желаемый результат — попадание в пятёрку лучших. В любом из перечисленных выше конкурсов это на девяносто девять процентов означает, что рассказ потенциально публикабельный. С этой точки зрения разница между первым, вторым или пятым местом небольшая. В пятёрке — однозначный успех. За её пределами — так-сяк. Невыход в финальный тур = провал. Но это для умелого автора, постоянно публикующего свои рассказы. Повторюсь, что для начинающего выход во второй тур — отличный результат. Победы придут позже (ну если придут, конечно) — к самым талантливым и волевым. Публикации тоже.
В каком сейчас состоянии фантастика как жанр? Как ты думаешь, в какую сторону она будет развиваться?
МГ В короткой форме (рассказ) бурно прогрессирует, ничем не уступает зарубежной. В крупной форме сильно отстаёт. Вот в какую сторону будет развиваться, я не знаю. И гадать не хочу.
Что делать, если придумал сюжет для фантастического рассказа, начал писать, а потом узнал, что про это уже есть другой текст? Или даже несколько.
МГ Невозможно или почти невозможно придумать полностью оригинальный сюжет. Что-то похожее кто-то уже на сто процентов писал. Поэтому совет — попросту не обращать ни на какие авторитеты внимания — садиться и писать. Насколько похоже или непохоже на предшественников у вас вышло, определят читатели. Сначала на конкурсе вы увидите отзывы, потом (если добьётесь публикации) отзываться начнут читатели. Не друзья и родственники — их отзывы лучше всего проигнорить (особенно если хвалебные), а непредвзятые, не знакомые с вами читатели.
Читать также по теме "Литературная мастерская"