Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

 

 

Приглашаем к сотрудничеству авторов по тематике нашего журнала info@readchildren.ru

Подписаться на рассылку

 

Литературная мастерская: Пишем тексты о животных

Опубликовано 15.08.2018

Сегодня среда, а по средам у нас выходит новый выпуск литературной мастерской с известным прозаиком, автором книг для детей и подростков Ларисой Романовской. 

В этом выпуске мастерской мы поговорим о том, как писать "зверские" тексты: приведём типологию текстов о животных, научимся избегать ошибок в таких текстах, а также получим книжные рекомендации по теме.

Присоединяйтесь :) 

Литературная мастерская с Ларисой Романовской

АВТОР СКОРО ОЗВЕРЕЕТ

Тексты о животных: их разновидности и как писать

 

Случай из практики № 1

Автор, пятиклассница, читает начало страшной мистической повести. Подростки-герои проникают в здание заброшенной школы, узнают, что в ней была эпидемия смертельного вируса, пробуют убежать, но путь им преграждает разъяренная овчарка. Главный герой замахивается на собаку и та с визгом убегает. Все спасены.

По ходу обсуждения  один из слушателей: "Мне не понравился эпизод с собакой. Собаки в момент нападения так себя не ведут. Я это знаю точно, у меня есть собака."

Автор текста: "А у меня собаки нет."

 

Случай из практики № 2

Пишем биномку. Тема "белка и ящик". Семиклассница за четверть часа успела написать историю о белке-пожилом киллере. Белка-киллер, разочаровавшись в жизни, сидит в своем дупле, вспоминает умерших членов семьи и своих жертв, а потом умирает.

По ходу обсуждения: "Скажи, если твоих белок заменить на людей, текст сильно изменится?"

Автор: "Но вообще-то они все — люди. Я писала про персонажей одного аниме, просто я их белками сделала."

 

Писать тексты о животных — сложно, но очень интересно. Главное — не допустить несколько самых распространенных ошибок. 

Первое: Если пишешь о животных, тебе обязательно надо их изучить, хотя бы минимально. Без этого текст очень сильно теряет в качестве, становится непривлекательным для читателя, хорошо знающего повадки зверей, о которых идет речь. В такой ситуации доверие к автору пропадает и ни один крутой сюжетный поворот или душераздирающая сцена уже не вызовет у читателя отклик.

Второе: Проработай характеры героев с учетом их биологического вида. Даже если твои персонажи лишь обладают звериной внешностью, а сами действуют как люди, не стоит об этой внешности забывать. Пишешь о лисе, так помни, что ее считают хитрой, учти это при разработке характера. Пишешь о барсуке — выясни, какой образ жизни он ведет, ночной или дневной. Пишешь про полярных сов — проверь по википедии их ареал обитания, уточни, точно ли они могут прилетать летом в Ялту.

Третье: Определись с жанром и постарайся его не менять по ходу написания.

 

Вот три самых распространенных типа текстов о животных и подборка книг, которые помогут тебе в работе над собственным сюжетом

 

Животные как объект наблюдения

Львы, орлы, куропатки, кошки, собаки, черепахи и джунгарские хомячки... Все они могут стать книжными героями, сохранив свой животный облик и получив от автора человеческий разум.

Написать историю про собственного питомца или про зверя, которого ты часто видишь и знаешь его характер, не так уж и сложно. Главное — выстроить сюжет повести или серии рассказов, писать острым, свежим языком, не забывать о сравнениях и метафорах. В противном случае текст превратится в дневник юного натуралиста или в подводку к ютьюбовскому ролику на канале "Мой хомяк Петя — самый крутой!!!!"

Что читать

Разумеется, читать книгу Джеральда Дарелла "Моя семья и другие звери", о том, как семья натуралиста жила на греческом острове Корфу, изучая повадки местной фауны и друг друга. Еще подойдут книги Станислава Востокова "Московский зоопарк. Записки служителя" и "Брат-юннат" (последняя стала победителем конкурса Книгуру в 2017 году). Обе книги — о том, как в зоопарке живут звери и работают люди, о любви к животным, об изнанке  профессий зоологов и хозобслуги, о преданности и о предательстве, о мудрости природы.

 

 

Животные как двигатель сюжета

Четвероногий персонаж может быть главным или второстепенным, обладать людским разумом или нет, но имено благодаря его появлению сюжет начинает наращивать темп. Миссия животного — на усмотрение автора. Как правило, этот зверь нарочно или случайно меняет отношения героев друг к другу и к окружающему миру.

Что читать

Из классики — фантастическую повесть Михаила Булгакова "Собачье сердце", об ученом-экспериментаторе, который пересадил дворняге человеческий мозг, не зная, к каким последствиям это может привести. Из детских книг подойдет лирическая повесть Юрия Коваля "Недопесок", про юного песца по кличке Наполеон, сбежавшего со зверофермы, и про людей, которые его встретили. Одни хотели недопеска Наполеона поймать и сдать на мех, другие — подружиться с ним.

Из свежих изданий рекомендую повесть Али Бенджамен "Доклад о медузах". Главная героиня, двенадцатилетняя Сузи, изучает жизнь океанских медуз, чтобы выяснить — могли ли они стать причиной гибели ее бывшей лучшей подруги Фрэнни. Вина перед Фрэнни, у которой уже никогда не получится попросить прощения, толкает девочку на исследования и на эксперименты — над собой и окружающим миром. Про медуз в этой истории будет сказано немало, про природу людей — еще больше. И читателю станет понятно, почему для Сузи в критический момент биология стала любимым предметом.

Еще одна книга — повесть-сказка Анастасии Строкиной "Совиный волк", победившая на конкурсе "Новая детская книга". Это история  о волке, живущем  о Крайнем Севере, и девочке, которая пробует с ним подружиться — потому что в поселке, где девочка родилась, друзей-ровесников у нее нет. Волк Бубо — зверь вроде бы не совсем настоящий, но без него этой истории точно бы не было.

 

 

Животные как люди

Антропомофность — наделение  человеческими свойствами персонажа, который человеком не является. В сказочных текстах, в мифах и легендах нам встречаются разумные животные, говорящие двери, мудрые камни.

Текстов, в которых животные ведут себя как люди, а человеческий мир либо отсутствует, либо существует параллельно с миром разумных зверей, очень много. Конфликт может развиваться внутри животного мира или при соприкосновении этого мира с нашим. Выбор сюжета — на усмотрение автора.

Что читать

Тут можно вспомнить и "Винни-Пуха и всех-всех-всех" А.А. Милна, и "Алису в стране Чудес" Льюиса Кэррола, и "Серую шейку" Мамина-Сибиряка, и "Каштанку" Чехова, и "Путешествие Нильса с дикими гусями" Сельмы Лагерлеф, и множество других текстов, которые вы наверняка проходили на уроках внеклассного чтения.

 

 

Задание: Сможешь, не заглядывая в интернет, перечислить десять книг, среди героев которых есть антропомофные животные? А с учетом фильмов и мультиков?

Если кто еще не прочел, тогда обязательно читайте "Меховой интернат" Эдуарда Успенского, добрую историю про школу для зверей, которые изучали устройство людского мира,  и сказочную повесть Яна Улофа Экхольма "Тутта Карлсон Первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и др." о лисенке, который не хотел быть хитрым и подружился с девочкой-цыпленком.

Недавно на русском была опубликована повесть Томи Унгера "Чур без поцелуйчиков!". Ее главного героя зовут Лапс Лапкин и внешне он — юный кот, а по характеру — упрямый, вредный и очень классный подросток.

А еще стоит почитать ироническую повесть в сказках Александра Киселева "Сделайте добрые зверские лица!", которая вышла в финал конкурса Книгуру в 2017 году. Персонажи Киселева — Заяц, Волк, Лиса и другие герои народных сказок. Они сохраняют присущие им черты: Лиса — коварная, Заяц — ловкий, Кот — мудрый. А вот сюжеты этих сказок совсем не похожи на те, что мы помним с детства, а потому читать про них — весело и интересно.

http://kniguru.info/korotkiy-spisok-vosmogo-sezona/sdelayte-dobryie-zverskie-litsa

 

 

 

Читать также по теме

Литературная мастерская: Урок № 8 

Литературная мастерская: Урок № 7 

Литературная мастерская: Урок № 6 

Литературная мастерская: Урок № 5 

Литературная мастерская: Урок № 4 

Литературная мастерская: Урок № 3  

Литературная мастерская: Урок № 2  

Литературная мастерская: Урок № 1