Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

Литературная мастерская: Штампы v.s. Эмоции

Опубликовано 30.01.2019

Сегодня среда, поэтому вас ждёт новый выпуск нашей литературной мастерской с известным прозаиком, автором книг для детей и подростков Ларисой Романовской. 

"Трудно поверить, но когда-то «бабочки в животе», «сердце в пятках» и даже «замершая от счастья душа» были оригинальными и свежими выражениями. У читателя, увидевшего незнакомое ранее сравнение или гиперболу первый раз, появляется удивление, обостряются эмоции, текст воздействует на него очень сильно. А потом эти чувства притупляются."

Сегодня мы поговорим о том, как легко и достоверно написать о чувствах персонажа. 

Литературная мастерская

Штампы vs Эмоции

Как легко и достоверно написать о чувствах персонажа

 

Случай из практики № 1

На недавнем занятии в нашей литературной студии  мы писали биномку со словами «маска» и «балерина».

В одном тексте героиня, которую «завораживают красивые движения балерин», хочет выступать на сцене и «создавать пленительные образы»При разборе текста я подчеркиваю эти выражения и прошу заменить их на более легкие, эмоциональные, индивидуальные.

Автору текста — двенадцать лет и она еще очень хорошо понимает, что такое «штампы»  и почему они способны погубить даже самый интересный текст.

 

Штампыэто словосочетания, которые слишком  широко, а потому неэффективно используются в текстах для выражения эмоций, усиления художественной выразительности.

 

Трудно поверить, но когда-то «бабочки в животе», «сердце в пятках» и даже «замершая от счастья душа» были оригинальными и свежими выражениями. У читателя, увидевшего незнакомое ранее сравнение или гиперболу первый раз, появляется удивление, обостряются эмоции, текст воздействует на него очень сильно. А потом эти чувства притупляются.

Когда мы впервые в жизни слышим «ты для меня — самый лучший человек на свете», мы приятно поражены. Но когда эти же слова нам говорят пятьдесят раз на дню, эффект совсем не тот. Мы словно бы не слышим смысла слов, они не могут передать нам всю глубину эмоций героя.

 

Вот мы читаем, что герой «окаменел от страха». Но до него так делали сто тысяч раз. Вот он «от волнения забыл, как дышать». Мы это тоже уже где-то читали. Мы не можем волноваться вместе с героем, его эмоции нас не задели. А это плохо.

Хороший текст — тот, который нас способен зацепить. Мы начинаем анализировать прочитанное, размышлять, почему герой сделал то и это, пробуем понять, что мы сами сейчас испытали и почему. 

Чем больше в тексте штампов, тем труднее автору докричаться до нас, а нам — поверить в реальность героя и в правдивость его чувств. Как с этим бороться?

 

Совет № 1. Анализируй себя!

Вспомни о том, что ты чувствуешь, когда волнуешься, радуешь, злишься, ждешь, не можешь уснуть, мерзнешь  или боишься. Попробуй передать эти ощущения своему герою.

 

У нас есть органы чувств — глаза (они отвечают за зрение), уши (за слух), ноздри (за обоняние), язык (за вкус) и кожа (за осязание). Когда мы испытываем сильные эмоции, наши органы чувств работают не в штатном, а в усиленном режиме.

От обиды у нас могут выступить слезы, от гнева — покраснеть щеки или уши, от страха — побледнеть кончик носа. А еще от волнения мы потеем, икаем, мерзнем или же нам слишком жарко. Персонаж, у которого от страха потеют руки и сами собой запинаются ноги, выглядит куда реальнее того, у которого в схожей ситуации «жизнь проносится перед глазами» или «исчезает способность соображать».

Чтобы герой стал живым, ему нужны эмоции. Научи его радоваться и грустить! Обрати внимание на то, как ты сам это делаешь, что именно чувствуешь и что конкретно влияет на твои эмоции.

 

Случай из практики № 2

Девушка, пишущая стихи и прозу, выкладывает у себя в фейсбуке пост с фотографиями, рассказывает о том, как сегодня побывала на экскурсии в музее. В посте есть фраза «Это мероприятие произвело на меня неизгладимое впечатление»У девушки очень неплохие тексты, но она почему-то не видит, насколько громоздкой и казенной выглядит фраза, описывающая ее личные переживания. Ведь о переживаниях-то как раз девушка ничего сказать не может.

А ведь даже по снимкам можно понять, что эта поездка действительно оказала на автора поста серьезное влияние.

Рассказ экскурсовода заставил девушку задуматься, увидеть окружающий мир совсем под иным углом. На снимках видно, как меняется лицо девушки, как она пробует осмыслить новые знания. Почему же она не может заявить о своих чувствах естественными, не выученными на уроке, а своими собственными словами?

Скорее всего, девушка не привыкла ими пользоваться или даже не задумывается, какие еще слова тут подойдут. Это же не проза, не стихи, а просто заметка в Фейсбуке?! Зачем как-то специально думать, формулировать, искать новые слова? Затем, что ты — писатель.

Иногда нам приходится использовать устоявшиеся слова и выражения. Например, когда мы готовим школьный проект, пишем отчет, выполняем задание, готовясь к экзамену по русскому или литературе. Бывают профессии, в которых часто звучат четкие формулировки и протокольные фразы.

Психолог, диспетчер, сотрудник отдела кадров, врач могут задавать типовые вопросы, работая по инструкции. Но даже самый востребованный и  опытный специалист в свободное от работы время все-таки остается человеком, личностью со своими собственными эмоциями и реакциями. В том числе и прозаик. Для него информация о собственных чувствах не менее (а порой и более) важна, чем информация о жизни персонажа.

Не научишься формулировать и описывать собственные переживания — не сможешь описать и эмоции героя.

На выручку может прийти личный дневник. Специальный эмоциональный, о котором могут рассказать психологи. Или обычный — бумажный или виртуальный. Кому-то удобнее делать личные заметки от руки, кому-то — в социальных сетях, под «замком» или в режиме «только для определенных друзей», кто-то готов публиковать такие заметки в режиме «доступно всем».

Главное — писать о себе и своих эмоциях по честному и добровольно, мы же живые люди, а не организация. И если мы испытали эмоциональное потрясение, то не стоит писать о нем, как об успешном мероприятии или завершенном проекте.

 

 

Совет № 2. Следите за руками!

Эмоции можно выразить не одними только словами, но еще мимикой и жестами.

Вспомним маски античного театра — Гнев, Изумление, Страх, Радость, Горе. В древнем Риме актер театра, чтобы показать то или иное яркое чувство, надевал специальную маску, изображавшую гипертрофированную эмоцию. По ходу одной пьесы актер менял маски несколько раз. Современные актеры не носят таких масок, они меняют выражения своего лица, пользуются мимикой.

Мимика — «выразительное движение мышц лица», тоже один из способов проявления эмоций.

А кроме нее эмоции можно выразить с помощью разных жестов и поз. Вспомним героев картин и памятников — как они сжимают кулаки, воздевают к небу руки, молитвенно складывают ладони, преклоняют колени, обнимаются на прощание...

Разумеется, описывая позу, жесты и мимику героя, стоит использовать личные наблюдения, а не только то, что ты видел на картине, на сцене или в кино.

Когда художник пишет картину или работает над иллюстрациями к книге, он очень часто использует наброски с натуры.

Художник Евгений Медведев иллюстрирует детские книги не первое десятилетие. Среди них — повесть Сергея Розанова «Приключения Травки», о пятилетнем Трофиме Травкине, который поехал с родителями за город, но случайно потерялся еще на вокзале.

Вот две иллюстрации Евгения Медведева к этой книге.

 

   

 

Обрати внимание на позу мальчика, уснувшего в электричке, и на позы и мимику людей, сидящих в вагоне метро. Они выглядят очень естественно, достоверно. Скорее всего, чтобы изобразить пассажиров, Медведев делал наброски в вагоне или салоне автобуса. Точно так же работают и прозаики — они разглядывают, запоминают, «срисовывают» позы, жесты, выражения лиц у пассажиров, собеседников, коллег.

Мы уже говорили о том, что можно и нужно обращать внимание на окружающих, запоминать их любимые выражения, тембр голоса, походку, а потом использовать это в своих текстах. Точно так же складывай в свою творческую копилку мимику, жесты, реакции, проявления эмоций у живых, настоящих людей. Тогда твои герои тоже будут живыми и настоящими.

 

Продолжение следует :)

 

 

 

Читать также по теме "Литературная мастерская"

Литературные игры 

Проза под ёлочкой 

Плагиат или аллюзия?

Как вы пишете?

Фантастический текст. Создаем авторскую вселенную 

Имя для героя

Пишем фантастический рассказ. Советы эксперта 

Пишем фантастический рассказ 

Художественные приёмы 

Образ рассказчика. Образ автора 

Как победить на конкурсе читательских отзывов? 

8 самых распространенных ошибок начинающих авторов 

Что делать, если твой текст совсем не похож на запланированный? 

Литературные конкурсы: о победителях и не-проигравших!

Литературные конкурсы: советы новичку

Литературные штампы

Где писателю брать идеи?

Литературные игры 

Пишем тексты о животных 

Почему начинающим авторам бывает полезно писать фанфики

Как правильно давать речевые, психологические и внешние характеристики персонажей 

Как не бросить работу над текстом 

Композиция текста. Её типы 

Что такое "композиция теста" и из чего она состоит 

Что такое сюжет и почему без него не обойтись 

Обсуждение текста: когда и кому нужна критика   

Советы писателям школьного возраста     

 

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?