Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

 

 

Приглашаем к сотрудничеству авторов по тематике нашего журнала info@readchildren.ru

Подписаться на рассылку

 

Литературная мастерская: Урок № 1

Опубликовано 20.06.2018

Дорогие друзья! Мы очень рады представить вам новую авторскую колонку нашего журнала "Литературная мастерская с Ларисой Романовской",

Вместе с известным прозаиком, автором книг для детей и подростков вы откроете для себя мир литературного творчества, сможете прокачать свои писательские навыки и узнать полезные писательские "фишки".

И всё это в предельно концентрированной форме и максимально полезно по содержанию! Сегодня вас ждут советы писателям школьного возраста.

Литературная мастерская с Ларисой Романовской

Урок № 1

СОВЕТЫ ПИСАТЕЛЯМ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

На вопрос «А сколько лет вам было, когда вы написали свою первую книгу», авторы отвечают по-разному. Как правило, первая книга всё-таки выходит у взрослого человека, закончившего школу и институт, накопившего собственный опыт и выработавшего собственный авторский почерк.

Но первый рассказ, первая повесть или даже первый роман (чаще всего, незаконченный) могут быть написаны человеком, которому исполнилось восемь, десять, двенадцать или четырнадцать лет.

Не каждый из тех, кто писал в детстве прозу, становился потом писателем. Но автором — он точно был.

На вопрос «А что нужно, чтобы стать писателем», я обычно отвечаю:

  • Упорство и выдержка (чтобы не бросить начатый текст)
  • внимание и наблюдательность (чтобы учиться у других прозаиков и запоминать самое интересное в окружающей реальности)
  • самоуважение и смелость (чтобы выдержать критику, проанализировать ее, отделив полезные советы от вредных, а потом писать дальше, вносить правку в текст, который раскритиковали)

Грамотность тоже не помешает, откровенно говоря. Еще нужно литературное чутьё. Оно нарабатывается за годы работы с текстами, своими и чужими.

Писатель учится всегда. Когда мы открываем чужую книгу, мы не только следим за ходом событий и сопереживаем героям, как обычные читатели, мы еще и анализируем текст.

Смотрим на художественные приемы, которыми пользуется автор. Наблюдаем за собственной реакцией: вот тут мы засмеялись. А почему? Вот тут нам стало так же грустно, как и герою. А как автор это сделал? Как он показал эмоции персонажа? Смотрим, перечитываем, вычисляем, берем на вооружение. Всё просто и совсем не страшно.

Умение анализировать художественный текст вырабатывается в школе, на уроках литературы. О композиции прозаического произведения, о том, что такое завязка, кульминация и развязка, тоже можно узнать из школьного учебника.

Именно поэтому, в принципе, практически любой школьник может написать хотя бы один рассказ. Многие так и делают. Правда не все в этом признаются. Но это нормально.

Нет ничего страшного в том, чтобы написать текст, а потом никому и никогда его не показывать. На всё воля автора — именно он решает не только судьбу своих персонажей, но и судьбу своего произведения. Кажется тебе, что твой текст получился слишком личным и адресован одному конкретному человеку, покажи его адресату, а потом уже решай, кто еще может прочесть эту историю?

Хочешь узнать о сильных и слабых сторонах своего текста — расширяй аудиторию читателей и готовься к критическому разбору. О том, что это такое, мы поговорим в следующей колонке.