Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

 

 

Приглашаем к сотрудничеству авторов по тематике нашего журнала info@readchildren.ru

Подписаться на рассылку

 

Литературная мастерская: Урок № 10. Литературные игры

Опубликовано 22.08.2018

Сегодня среда, а по средам у нас выходит новый выпуск литературной мастерской с известным прозаиком, автором книг для детей и подростков Ларисой Романовской. 

В этом выпуске мастерской мы поговорим о литературных играх и разберём их правила. Вас ждут "Биномка, этюд", "Эпиграф, гадание" и "Ошибки типографии". Кстати, в нашем литературном квесте мы уже сыграли в биномку!

Присоединяйтесь :) 

Литературная мастерская с Ларисой Романовской

ИГРАЕМ В КЛАССИКОВ

Какими бывают литературные игры и для чего они нужны?

 

В одном из предыдущих выпусков мы говорили о пользе фанфикшена. Судя по пришедшему мне письму, эта тема вызвала удивление.

«Как можно всерьез относиться к тому, что считается любительской литературой?». - спрашивает одна из наших читательниц. «Среди фиков встречаются низкопробные тексты с отсутствием логики, со штампами  и неверибельными сюжетами, с картонными персонажами и оборванными концовками».

Будем откровенны, тексты с повышенным содержанием всех этих недостатков встречаются где угодно — на порталах  типа «прозы.ру» и «самиздата», в сообществах «контакта»  для начинающих авторов и для участников литературных конкурсов. (О том, что надо знать, подавая работу на литературный конкурс, мы поговорим отдельно). Большинство пользователей этих ресурсов — люди, которые недавно начали заниматься литературным творчеством, те самые новички-любители.

Первые тексты любого автора чаще всего оказываются не слишком удачными. В интервью с драматургом  Марией Зелинской  я нашла чудесное сравнение:

первые тексты — это как ржавая вода, льющаяся из крана, которым не пользовались. Через некоторое время она сменится чистой, но сперва должна вытечь целиком. Когда автор пишет — он растет. А что именно он пишет — сперва не очень важно.

Можно начинать с фанфиков, можно — с авторских текстов. Главное, чтобы их можно было обсудить, отредактировать или отложить, переключившись на другие, более интересные проекты.

Дорогая Ч.! Спасибо за ваше письмо. Оно помогло мне выбрать тему для нашего нынешнего занятия.

Любому автору, независимо от того, в каком жанре он пишет, иногда требуется перезагрузка или подзарядка. Особенно это актуально в ситуации, когда автор работает над крупным текстом не день и не два и вдруг понимает, что «вещь» пошла куда-то не в ту сторону, а как это исправить — непонятно. Иногда помогает отложить текст и немного повалять дурака, поиграть в литературные игры.

 

Игра № 1

Название: Биномка, этюд

Суть: Игроки за оговоренный срок пишут текст на заданную тему

Слово «бином»  имеет латинские корни. «Bis» означает «дважды», «nomos» это имя. Темой задания становятся два слова, обозначающие одушевленный и неодушевленный предметы, например: «мышь» и «картина», «собака» и «галоши»... Писать можно в любом жанре, главное — чтобы оба предмета играли в тексте существенную роль. Читать следует по кругу, смеяться — всем вместе. Доказано на практике: во время этюда поэты могут написать свой первый прозаический текст, прозаики — зарифмовать что-нибудь шутки ради.

Почему полезно: Помогает попробовать новый жанр и выявить слабые и сильные стороны автора. Поэт, злоупотребляющий глагольными рифмами, и здесь их будет постоянно использовать. Прозаик, допускающий три деепричастных оборота в одном предложении, прочтет текст вслух, сам запутается и начнет упрощать конструкции.

 

Игра № 2

Название: Эпиграф, гадание

Суть: Игроки пишут текст,  интерпретируя слова эпиграфа

Эпиграф лучше брать совсем наугад. Например, первый игрок выбирает книгу, второй называет страницу, третий — строку сверху или снизу. Если на этой строке незаконченная фраза, ее следует взять всю целиком.  Можно брать прозаическую книгу или стихотворный сборник. Мы однажды гадали на книге «Гарри Поттер и тайная комната». На странице 234, двенадцатая строчка сверху гласила: «...сколько же всего придется украсть!». На выходе у нас получились тексты самых разных жанров — от детектива до любовной лирики.

Почему это полезно: Можно придумать новый сюжет для будущего текста. Можно толковать эпиграф как угодно, а потом сравнивать ассоциации.

 

Игра № 3

Название: Ошибка типографии

Суть: Игроки пишут текст, название которому дано заранее (и иногда слишком хорошо известно)

Название книги может вызвать любой ассоциативный ряд, особенно, если ты не знаешь ее содержание. Так, роман «Белый клык» мог бы быть не о приключениях метиса собаки и волка (именно его написал Джек Лондон), а о похождениях вампира, о суровых буднях стоматолога или о страдании боксера, котрому выбили на тренировке зуб.

Иногда знание подлинного текста  мешает абстрагироваться, но чем сложнее задача — тем интереснее ее решать. В минувшем сезоне  литературного конкурса «Книгуру» на лучшее произведение для детей и подростков первое место заняла Лилия Волкова, написавшаая повесть «Под созвездием бродячих псов», о мальчике и девочке, которых волнует судьба бездомных животных. Оказалось, что изначально этот текст писался для сетевого конкуса, темой которого было название рассказа Чехова «Дама с собачкой». У Волковой дама превратилась в девочку Женю, количество собак слегка возросло, а сюжет развился без привязки к исходнику.

Почему это полезно: Развивает воображение, помогает взглянуть на знакомый сюжет под другим углом, помогает более ответственно относиться к выбору названий для собственных текстов.

 

Технические примечания

Срок игры стоит оговорить заранее. Этюд-биномку можно написать за пятнадцать минут, для «эпиграфа» потребуется несколько часов или даже дней, если играть в Интернете.

Количество игроков может быть любым. Если вы играете большой компанией в сети, лучше заранее оговорить не только сроки исполнения задания, но и его объем, например, не больше одного авторского листа (40 тысяч знаков). В противном случае будет сложно прочесть все работы всех игроков.

Можно играть на победителя и анонимно оценивать работы друг друга, можно играть ради игры. 

Самая любопытная и азартная разновидность игр — литературные конкурсы. О них мы поговорим в одном из ближайших выпусков.

 

А на нашем литературном онлайн квесте мы уже провели игру «Биномка» :) 

 

 

 

Читать также по теме

Литературная мастерская: Урок № 9. Пишем тексты о животных 

Литературная мастерская: Урок № 8 

Литературная мастерская: Урок № 7 

Литературная мастерская: Урок № 6 

Литературная мастерская: Урок № 5 

Литературная мастерская: Урок № 4 

Литературная мастерская: Урок № 3  

Литературная мастерская: Урок № 2  

Литературная мастерская: Урок № 1