Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

 

 

Приглашаем к сотрудничеству авторов по тематике нашего журнала info@readchildren.ru

Подписаться на рассылку

 

Литературная мастерская: Урок № 11. Где писателю брать идеи?

Опубликовано 29.08.2018

Сегодня среда, поэтому вас ждёт новый выпуск нашей литературной мастерской с известным прозаиком, автором книг для детей и подростков Ларисой Романовской. 

В этом выпуске мастерской мы поговорим о том, какой должна быть хорошая книга, где писателю брать идеи и вдохновение, как из ленты Фейсбука сделать основу для своего текста и многое другое.

Присоединяйтесь :) 

Литературная мастерская с Ларисой Романовской

ЖИЗНЬ КАК ИСТОЧНИК ВДОХНОВЕНИЯ

Почему некоторые книги сперва рождаются в блокнотах

На прошлой неделе наш сайт запустил литературный квест «Игра в классики», в котором приняли участие школьники до десяти до восемнадцати лет.

В ходе квеста я задавала участникам такой вопрос: «Какой должна быть хорошая книга?».

Самый чёткий (на мой взгляд) ответ дала девочка Ася: «Такой, чтобы тебе самому было интересно ее читать». Это чистая правда. Если текст писателю в тягость, если он сам не верит в поступки героев, если не знает, как сдвинуть сюжет с мертвой точки, то и у читателя его книга не вызовет интерес.

Но бывает и иначе: вроде бы интрига в тексте есть, герой симпатичный, написано всё бодро, сравнения и метафоры яркие, а читатель откладывает книгу — не верит он герою и автору, а значит, читать дальше не станет. Как такое может быть?

Все просто: в основе текста может быть выдуманная, хитро закрученная интрига, но вот эмоции героев, их страхи, радости, убеждения — должны быть настоящими, взятыми из реальной жизни. И говорить герои должны как живые люди — запинаясь, сбиваясь, меняя слова местами, не договаривая фразы.

Как этого добиться? Очень просто.

Когда на самом первом уроке в нашей литературной мастерской я говорила о свойствах, которыми должен обладать писатель, то упомянула не только упорство и смелость, но и наблюдательность. Писатель должен постоянно смотреть на окружающую действительность  с любопытством, удивляться реальности и за ней наблюдать, а наблюдения свои записывать.

В том числе — любопытные словечки, необычные выражения, нестандартную реакцию людей на происходящее.

Записная книжка — это рабочий инструмент писателя. Когда мы, увидев интересную сценку, придумав необычное сравнение, заносим его в блокнот или в текстовый файл на мобильнике, мы делаем два полезных дела одновременно.

Во-первых, мы сохраняем эти истории навсегда и снабжаем наш будущий текст живительной силой, вносим в него те искры реальности, без которых он не сможет стать настоящим. Во-вторых, мы развиваем свою наблюдательность, оттачиваем умение записывать, создавать, видеть в жизни — искусство.

Человеку с записной книжкой жить ярче и интереснее. Дневники вели писатели разных эпох и литературных направлений. Пушкин, Толстой, Чехов, Бунин, Булгаков, Корней Чуковский, Л. Пантелеев... Многие современные авторы делают заметки в Фейсбуке (а лет десять назад такой же площадкой был Живой Журнал), ведут блоги, постят заметки в соцсетях.

Можно вести такие заметки в бумажном блокноте или в тетрадке, перемежая записи личного характера с зарисовками, набросками к тексту. Можно набивать их в файле (в мобильном или компьютере), постоянно его пополняя и перечитывая. Можно превратить в записную книжку писателя свой блог или страничку в соцсетях, отвечая на вопрос Фейсбука «Что у вас нового?». «Как что? Сегодня я увидел.. Услышал... Заметил...».

Кстати сказать, иногда история из френд-ленты может стать основой для текста. Со мной такое тоже было. Я прочла в блоге подруги о том, как ее дочь, узнав о серьезной болезни одноклассника, остригла волосы и сдала их на парик для онкобольного. Эта история настолько мне запомнилась, что когда через пару недель ко мне обратился подростковый журнал с просьбой написать для них рассказ, я создала текст, взяв эту историю за основу.

 

Важно: если вы описываете в тексте события, которые действительно имели место, но при этом не работаете в жанре исторической прозы, постарайтесь изменить имена и некоторые детали. В противном случае люди, ставшие невольными прототипами ваших героев, могут обидеться.

Да, разумеется, лучше все-таки не писать о людях, которые вам неприятны, истории, в которых с этими людьми происходит что-то плохое. Куда полезнее и интереснее создать текст с позиции этого человека — так вы прокачаете свое умение сочинять истории о самых разных персонажах, и получите возможность взглянуть на происходящее с совсем иной стороны.

Тоже важно: никогда не записывать в одном файле собственные мысли и увиденные сценки вперемешку с чужими заметками и размышлениями. Есть вероятность, что вы по ошибке припишите себе авторство чужого текста.

 

Случай из практики: По итогам курса занятий ученики должны были написать рассказ. Организаторы курса проверяли тексты на плагиат с помощью специальных компьютерных программ. В одном из текстов плагиат все-таки нашелся. Оказалось, что автор, работая над рассказом, использовал заметки из файла, в котором перемешались его собственные размышления о жизни и цитаты из других блогов. Пришлось вносить правку в текст и сдавать задание еще раз.

 

Начинающий автор, прочтя эти советы, имеет полное право спросить: «Это что же, мне только про реальность надо писать, а самому выдумывать нельзя?». Да ничего подобного. Писать можно о чем угодно, главное — не фальшивить.

В рамках квеста «Игра в классики» наши участники писали тексты самых разных жанров — сказки, эссе, заметки, рассказы. Были среди них истории о выдуманных мирах и сказочных существах, были тексты о наших современниках. Самыми удачными оказались те, в которых герои, достоверно реагировали на происходящее, попадали в узнаваемые ситуации, говорили настоящим, живым, оригинальным языком.

А кто были эти герои — драконы или школьники, это не так уж важно. 

 

 

Читать также по теме

Литературная мастерская: Урок № 10. Литературные игры 

Литературная мастерская: Урок № 9. Пишем тексты о животных 

Литературная мастерская: Урок № 8 

Литературная мастерская: Урок № 7 

Литературная мастерская: Урок № 6 

 

Литературная мастерская: Урок № 5 

Литературная мастерская: Урок № 4 

Литературная мастерская: Урок № 3  

Литературная мастерская: Урок № 2  

Литературная мастерская: Урок № 1