Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

 

 

Приглашаем к сотрудничеству авторов по тематике нашего журнала info@readchildren.ru

Подписаться на рассылку

 

Литературная мастерская: Урок № 12. Литературные штампы

Опубликовано 05.09.2018

Сегодня среда, поэтому вас ждёт новый выпуск нашей литературной мастерской с известным прозаиком, автором книг для детей и подростков Ларисой Романовской. 

В этом выпуске мастерской мы поговорим о сюжетных штампах: "Сиротка Люся", "Новенькая в крутой школе", Сверхспособности", "Любовь до гроба" и "Спящее чудовище", а также о том, что с ними делать. 

Присоединяйтесь :) 

Литературная мастерская с Ларисой Романовской

РАСКОЛДУЙ СИРОТКУ ЛЮСЮ!

Пять сюжетных штампов, которые так нравятся авторам школьного возраста. А зря!

Я не первый год работаю с пишущими подростками.  Получив тексты новой группы, в которой есть несколько девочек в возрасте от двенадцати до восемнадцати лет, я готова держать пари: сегодня меня ждет, как минимум, одна сиротка Люся (Элеонора-Атлантида, Марианна-Изабель). Кто эта ужасная таинственая незнакомка и как с ней бороться?

Несчастная сиротка, у которой потом все будет хорошо, — это архетип.

Архетипобраз или сюжет, который встречается в мифах самых разных цивилизаций, он знаком нам с детства по народным сказкам. Многие архетипы от частого употребления превратились в штампы — повторяющиеся приемы, которые лишают текст оригинальности.

 

Штамп № 1

Уникальная сиротка с красивым именем — одна из самых популярных героинь текстов, написанных школьницами.

Чаще всего сироткины родители погибают в ДТП или авиакатастрофе, а если перед нами мистически-фантастический роман, то пропадают без вести или гибнут от рук коварного чародея (чтобы в нужный момент воскреснуть и спасти героиню). Чаще всего сиротка живет в приюте или у злобных родственников, но в один прекрасный момент с ней происходит что-то необычное...

Перед нами архетипический образ.  Мы знаем его с детства по сказке «Золушка» и по книгам о Гарри Поттере: человек, находящийся на самой низкой ступени социальной лестницы, по этой лестнице  резко взлетает вверх с помощью неких высших сил. У героев античных мифов были Боги с Олимпа. У Золушки была фея, у Гарри — Хагрид. К сиротке Люсе может явиться кто угодно — чародей, вампир, снежный барс с человеческим лицом. Результат один — из грязи в князи.

Такой сюжетный  поворот известен со времен античности, но юному автору об этом неведомо, он самозабвенно уносит Люсю в сказочное королевство, заодно спасая ее от злобной бабушки, которую зовут как-то очень пышно и противно, например, Биссектриса Амфибрахиевна. И если автор не одумается и не напишет эту историю в юмористическом ключе, читать такое — скука смертная.

 

Штамп № 2

Необычная новенькая в крутой школе

Новенькой может стать наша сиротка (уже не такая несчастная, как в первой главе), а крутая школа может оказаться спецприемником для малолетних чародеек-хулиганок. Иногда эта магическая школа расположена в центре Нью-Йорка, Токио или высохшего вулкана. Там наша девочка сразу находит общий язык со всеми учениками, особенно с американцами и японцами (потому что у нее необычные способности ко всем иностранным языкам одновременно или ее так фея заколдовала — в том случае, если автор попытался хоть как-то обосновать происходящее). У этого архетипа богатое прошлое. «Необычный герой в необычных обстоятельствах» был самым популярным персонажем в текстах эпохи романтизма и до сих пор пользуется спросом, а значит, обращаться с ним надо аккуратно.

 

Штам № 3

Сверхспособности для сверхспособной

Попав в волшебное место, наша героиня, которая  до нынешнего дня слыхом не слыхивала  про этот мир и умения, которые необходимы, чтобы тут выжить, тут же становится самой-пресамой. Она лихо заводит популярных друзей, а потом побеждает на школьных конкурсах красоты или зельеварения. По воле автора у героини появляются самые модные наряды, на описание которых иногда уходит пятьдесят процентов от объема текста. Если же автор дописывает текст до третьей или даже до седьмой глав, то выясняется: сверхспособности героине даны не просто так, она должна с их помощью победить кого-то ужасного. (Например, колдуна, похитившего маму). С античных времен ничего не изменилось!

 

Штамп № 4

Любовь до гроба — с первого взгляда

Для пущего счастья героиня влипает в романтические отношения с главным школьным хулиганом или даже с загадочным, злобным и несчастным преподавателем. (В этот момент в гробу начинает вертеться многострадальный профессор Снейп). Иногда по воле автора объект любви получает увечья (в бою или в ходе школьного конкурса) и тогда его можно долго нежно выхаживать, а в крайнем случае, герой очень красиво умрет на руках сиротки Люси (но его потом можно воскресить, особенно в чародейской школе!).

 

Штамп № 5

Спящее чудовище!

Еще один архетип сюжета: чудодейственная сила любви, которая помогает снять злые чары. Вспоминаем «Спящую красавицу» и «Аленький цветочек» («Красавицу и чудовище»). В случае с сироткой Люсей в ход пойдет все, вплоть до побудки принца, спящего в хрустальном гробу.  Иногда объектом любви до гроба становится главный отрицательный персонаж с нежной и ранимой душой (например мерзкий колдун, который украл маму). В таком случае трудолюбивая сиротка Люся злодея перевоспитает до неузнаваемости...

 

Разумеется, похождения героической сиротки могут варьироваться. Но оставаться такими же банальными. У литературных критиков есть термин для персонажей, наделенных необычайными способностями и нереальным везением. Этих героев называют «Мэри Сью» или «Марти Сью» (если герой — мужского пола). Термин этот впервые появился в американской публицистике еще в 1973 году. Он до сих пор актуален и имеет негативное значение. Но сиротка Люся — существо живучее, избавиться от нее не так-то просто.

 

Что с этим делать?

Перетерпеть. Любовь к подобным  героиням встречается чаще всего у самых неопытных авторов на первом этапе их творческого пути. Ее остается лишь  пережить — как ветрянку. Чаще текст о героине со сверхспособностями остается незаконченным. И если его автор потом вернется к сочинительству, он, скорее всего, попробует себя в другом жанре.

А что делать человеку, который понял, что он написал неудачный заштампованный текст, а как писать лучше — не знает, а этот текст бросать тоже не хочет?

Читать хорошие книги! Без несчастных сироток в супер-школах и прочей мишуры! Тем, кого действительно волнует тема сиротства, рекомендую повести Дины Сабитовой «Где нет зимы» и «Три твоих имени», в них герои — настоящие, а сами книги написаны очень сильным, выразительным языком.

Наблюдать за окружающей действительностью! Даже самый провальный в плане сюжета текст можно спасти, если внести в него живые диалоги, мелкие реальные детали, наделить героев  привычками  знакомых и друзей.

Изучать матчасть! Если героиня отлично летает на швабре, фехтует волшебной палочкой и умеет принимать роды у кошек, можно развить в себе все эти навыки, заменив верную швабру на параплан или на поход в секцию скалолазанья. Кто знает, какие сюжеты водятся в таких интересных местах.

Править и сокращать! Убирать длинноты: ненужные описания, реплики и даже героев, которые не несут смысловой нагрузки. Доводить до конца все сюжетные линии. О том, как правильно редактировать собственные тексты, мы поговорим отдельно.

Написать совсем другую историю! Основанную на реальных событиях и собственном опыте.

Писатель имеет право выдумывать любые сюжетные повороты, но писатель не может описывать чувства, которые он сам не испытывал. Если написать про настоящие эмоции, архетипический сюжет перестанет быть штампом, а сиротка Люся станет нормальной героиней.

 

 

Читать также по теме

Литературная мастерская: Урок № 11. Где писателю брать идеи?

Литературная мастерская: Урок № 10. Литературные игры 

Литературная мастерская: Урок № 9. Пишем тексты о животных 

Литературная мастерская: Урок № 8 

Литературная мастерская: Урок № 7 

 

Литературная мастерская: Урок № 6 

Литературная мастерская: Урок № 5 

Литературная мастерская: Урок № 4 

Литературная мастерская: Урок № 3  

Литературная мастерская: Урок № 2  

Литературная мастерская: Урок № 1