Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

 

 

Приглашаем к сотрудничеству авторов по тематике нашего журнала info@readchildren.ru

Подписаться на рассылку

 

Литературная мастерская: Урок № 2

Опубликовано 27.06.2018

Сегодня среда, а по средам у нас выходит новый выпуск литературной мастерскойВместе с известным прозаиком, автором книг для детей и подростков Ларисой Романовской вы откроете для себя мир литературного творчества, сможете прокачать свои писательские навыки и узнать полезные писательские "фишки". 

На втором уроке мы поговорим о критике и обсуждении текста, научим вас это делать грамотно и с пользой для своего произведения, а ещё вы получите своё первое задание по курсу!

Литературная мастерская с Ларисой Романовской

Урок № 2

ОБСУЖДЕНИЕ ТЕКСТА: КОГДА И КОМУ НУЖНА КРИТИКА?

На каждом занятии в нашей литературной студии я задаю один и тот же вопрос: "Зайцы, кого мы сегодня будем обсуждать?". Одни студийцы сразу тянут руки, другие, посомневавшись,  неуверенно говорят: "Наверное, меня". Обсуждение может быть волнующим, интересным и очень полезным. Моя руководительская задача —  сделать так, чтобы оно не стало страшным, обидным или болезненным.

Эти правила мы обговариваем с новичками перед началом занятий, они одинаковы и для тех, кто набрался смелости показать свою работу, и для тех, кто готов выразить свое мнение об услышанном.

1. Будем вежливы

Человек, который действительно хочет, чтобы твой текст стал лучше, не станет употреблять уничижительных сравнений и заведомо обидных слов.

2. Будем терпеливы

Иногда самое трудное — выслушать мнение оппонента, не перебив его. Это относится к обеим сторонам. Автор текста может записывать по пунктам те моменты, которые он готов оспорить, и потом изложить свою точку зрения.

3. Мы обсуждаем текст, а не автора

Критический разбор — это не разборка. Очень сложно удержаться и не провести параллели между текстом и реальностью, если ты хорошо знаешь автора и обстоятельства его жизни. Есть жизнь, а есть художественная правда. Даже взрослые критики и читатели не всегда могут их разграничить, однако попытаться стоит.

4. Будем гуманны

Когда новичок приносит на занятие свой первый текст, я сразу уточняю: "Ты хочешь просто прочитать или чтобы мы обсудили твою работу?". Как правило, большинство согласно на обсуждение. Но есть и те, кому надо лишь озвучить написанное.

Секрет в том, что у текста, произнесенного вслух, недостатки видны куда четче. Сам автор в процессе чтения вдруг выясняет, что это предложение слишком длинное, в этом — неудачно подобран эпитет, а герой по имени Сидор уже два раза вдруг стал Матвеем.

(Чтение вслух — вообще полезный навык. Если фраза не складывается — попробуй ее прочесть несколько раз, это поможет. Если не знаешь, нужен ли этот эпизод, прочти его, наверняка потом вычеркнешь абзац-другой).

5. Категорически плохих текстов не бывает

У любой истории, даже самой вторичной, всегда есть одно достоинство — она существует, её можно обсудить. В любой истории найдется что-то хорошее. И об этом можно и нужно говорить при разборе. Сюжет может провиснуть, зато эмоции героя нас зацепят, а метафора запомнится. В нашей студии все авторы начинающие, каждый ищет себя, свои жанры, свои темы. Поэтому слова поддержки обязательно присутствуют в любом разборе.

6. Автор имеет право принимать или не принимать критику, а так же обижаться или не обижаться на нее

Не каждый автор готов поверить тому, что ему скажут во время разбора. Но иногда помогает статистика. Если семь человек из восьми считают, что "любовь — полено" это не рифма, то, может быть восьмой, сам автор, все-таки в это поверит. И еще: как показывает практика, на разбор только что написанного произведения автор реагирует куда эмоциональнее. В таком случае, прежде, чем показывать текст, стоит выждать пару дней или недель.

7. Любой автор имеет право на неудачный текст

Когда текст есть, с ним можно работать дальше. Улучшать его или создать новый, с учетом всех найденных промахов. Как известно, писатель учится всю жизнь.

Задание. Перечти собственные работы, написанные месяц, полгода, год назад. Посмотри, что тебе в них нравится, а что хочется изменить? Получилось?

 

 

Читать также по теме

Литературная мастерская: Урок № 1 "Советы писателям школьного возраста"