Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

 

 

Приглашаем к сотрудничеству авторов по тематике нашего журнала info@readchildren.ru

Подписаться на рассылку

 

Литературная мастерская: Урок № 3

Опубликовано 04.07.2018

Сегодня среда, а по средам у нас выходит новый выпуск литературной мастерской. Вместе с известным прозаиком, автором книг для детей и подростков Ларисой Романовской вы откроете для себя мир литературного творчества, сможете прокачать свои писательские навыки и узнать полезные писательские "фишки". 

На третьем уроке мы поговорим о том, что такое сюжет и откуда ему взяться, как придумывал свои сюжеты Стивен Кинг и почему полезно составлять синопсис своей истории + 2 новых задания!

Литературная мастерская с Ларисой Романовской

Урок № 3

Я вам пишу... О чем — не знаю.

Что такое сюжет и почему без него не обойтись

Почти на каждом занятии в нашей студии я хоть раз слышу: «А у меня есть новый текст».

Я сразу спрашиваю: «А о чем он?». И кстати, иногда ответ на этот вопрос бывает интереснее самой прозы.

Не каждый человек, умеющий создавать устные истории, удачно излагает их на бумаге. Это не страшно, мне важнее получить  ответ на вопрос «О чем?». И недостаточно фразы: «О любви, смысле жизни и немного о восьмиклассниках». Меня интересует сам  сюжет.

Литературоведы объясняют значение слова  «сюжет» как «последовательность событий в произведении», иначе говоря, сюжет — это сама история, то, что происходит в твоем тексте.

Нет сюжета — нет текста. Технически правильный ответ на вопрос «О чём твой рассказ?» это «Об одноклассниках, которые друг друга ненавидят с первого взгляда, но потом один спасает другого от смерти, и их отношения меняются». Если начинающий автор может внятно и кратко изложить сюжет своего текста, у них обоих есть перспективы.

Сюжетов в мире не так уж много. Многие из них неизменны с древних времен. Они встречаются в сказках, мифах и легендах самых разных цивилизаций. Это так называемые «бродячие» сюжеты.

Латиноамериканский прозаик Хорхе Луис Борхес считал, что сюжетов в мире всего четыре (об осаде города, о долгом возвращении, о поиске, о самоубийстве бога). Французский литературовед Жорж Польти сто с лишним лет назад написал работу, в которой вся мировая литература разбита на тридцать шесть сюжетов.Исследование Польти можно оспаривать сколько угодно, главное, помнить:

«Любой сюжет до меня писали сто тысяч раз. Это не повод мне его не писать». В твоем тексте будут твои мысли и твои переживания. У людей они могут быть очень схожими, но они разные. Не бойся писать, главное, определись, о чем ты, собственно, пишешь. 

Бывает, что сперва у автора появляется в голове некий яркий образ, необыкновенная сцена, а уже потом к ней додумывается сама история. Например, именно так американский писатель-фантаст Стивен Кинг придумал историю о лангольерах, страшных существах, пожирающих время и пространство. Стивену Кингу приснилась женщина, которая закрывала рукой трещину в обшивке летящего самолета, и он начал придумывать: что это за женщина, откуда она взялась и что с ней будет дальше. Так и рождаются сюжеты.

Иногда, чтобы сюжет сформировался, его надо проговорить вслух или изложить на бумаге. Такой конспект сюжета называется «синопсис». Писать его — дело очень полезное, особенно, когда речь идет о тексте большой формы, о повести или романе. Кстати, готовое произведение может сильно отличаться от своего первоначального замысла.

Задание 1. Иногда я предлагаю такое задание: «Возьми любимое произведение и попробуй пересказать его тремя фразами так, чтобы в первой фразе была завязка, во второй кульминация, а в третьей развязка». Как показывает опыт, те, кто может внятно пересказать чужой текст тремя фразами, удачно выстраивает свои сюжеты.  Попробуй и ты. Помни, что рассказ пересказать легче, чем роман.

Задание 2. А теперь попробуй пересказать собственный текст тремя фразами. Получилось? Даже если фразы очень большие — это не страшно. Хуже, если вся твоя история никак не вмещается в три предложения. Возможно, проблема в не очень удачной композиции. О ней мы поговорим через неделю.

 

 

Читать также по теме

Литературная мастерская: Урок № 1 "Советы писателям школьного возраста" 

Литературная мастерская: Урок № 2 "Обсуждение текста: когда и кому нужна критика?"