Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

 

 

Приглашаем к сотрудничеству авторов по тематике нашего журнала info@readchildren.ru

Подписаться на рассылку

 

Литературная мастерская: Урок № 5

Опубликовано 18.07.2018

Сегодня среда, а по средам у нас выходит новый выпуск литературной мастерской :) Вместе с известным прозаиком, автором книг для детей и подростков Ларисой Романовской вы откроете для себя мир литературного творчества, сможете прокачать свои писательские навыки и узнать полезные писательские "фишки". 

На пятом уроке мы продолжим говорить о композиции текста и разберёмся с её основными типами + 3  новых задания для вас!

Литературная мастерская с Ларисой Романовской

Урок № 5

СПЕРВА ПОЕЛ, ПОТОМ ПРОСНУЛСЯ

Композиция текста. Ее типы

На прошлом занятии мы говорили о композиции и об ее обязательных составляющих: завязке, кульминации и развязке.

Композиция бывает разной: иногда мы сперва мы узнаем о том, чем все закончилось, а уже потом выясняем, почему так произошло.

Если сюжет развивается как в жизни, то есть, в хронологической последовательности, и наш  герой сперва ребенок, потом юноша, а потом старик — это линейная композиция текста (ещё ее называют прямой).

Если сюжетные повороты в начале текста очень похожи на сюжетные повороты в конце — это кольцевая композиция. Авторы, работающие с этим типом композиции, как правило используют один и тот же образ или одно и то же действие, одну и ту же мотивацию героев или одну и ту же метафору. А иногда прямо все перечисленное.

В текстах с зеркальной композицией некоторые художественные приемы зеркально противоположны, они повторяют друг друга, но как-то странно, будто шиворот-навыворот. Самый известный пример зеркальной композиции в классической русской литературе создан в романе Льва Толстого «Анна Каренина» — это смерть человека под колесами поезда. В самом начале романа под колесами поезда гибнет сторож, а конце — главная героиня.

Ретроспективная композиция отчасти похожа на хронологическую. По ходу актуального действия автор периодически дает нам сцены из прошлого героев, рассказывает истории, которые сильно влияют и на ход событий, и на наше отношение к персонажам, и на их мотивацию. С помощью ретроспективной композиции очень удобно объяснять, почему наш герой стал таким, каким мы его видим.

Свободная композиция — она же смешанная. Используется в больших произведениях. В текстах со свободной композицией могут встречаться и ретроспектива, и отзеркаливание, и закольцовка, и лирические отступления, и рассказ в рассказе. Текст со свободной композицией не может быть линейным.

Чем больше объем текста — тем больше композиционных приемов можно использовать, и  тем больше героев будет в нем задействовано. О том, что нужно знать, создавая персонажей, мы поговорим в следующий раз.

 

Задание 1 Попробуй определить композицию нескольких книг. Какой тип композиции чаще всего встречается в текстах, которые вы проходили в школе? А в тех, которые ты читаешь для собственного удовольствия? К каким жанрам относятся эти произведения?

Задание 2 Попробуй подобрать пример для разных типов композиции. Если не подбирается — поищи яндексом по запросу «пример кольцевой композиции в тексте», «пример ретроспекции» и проч. Есть знакомые названия? Что-нибудь захотелось прочитать?

Задание 3 Посмотри внимательно на собственные тексты. С каким типом композиции тебе удобнее всего работать? Попробуй придумать сюжет с другим типом композиции. Если выйдет не синопсис, а рассказ — это просто прекрасно.

 

 

Читать также по теме

Литературная мастерская: Урок № 1 "Советы писателям школьного возраста" 

Литературная мастерская: Урок № 2 "Обсуждение текста: когда и кому нужна критика?"

Литературная мастерская: Урок № 3 "Что такое сюжет и почему без него не обойтись"

Литературная мастерская: Урок № 4 "Что такое "композиция текста" и из чего она состоит