Для проекта "Моё книжное детство" мы попросили современных детских писателей и поэтов рассказать о собственном книжном детстве. Истории получились разными и яркими. такими же. как и сами авторы.
Сегодня о своём книжном детстве нам расскажет Ася Петрова - прозаик, переводчик и литературный критик, лауреат литературных премий и конкурсов «Книгуру». «Дебют», «Всероссийской литературной премии им. С. Маршака» и др.
Моё книжное детство
Ася Петрова
Когда я вспоминаю свое очень счастливое детство, то первым делом в голову приходят чтение, путешествия и дачные приключения.
Моё детство действительно можно назвать «книжным». Я не помню, чтобы особенно часто смотрела телевизор (кино уходило на второй план); никогда в жизни не увлекалась компьютерными играми (наверное, это какая-то недоразвитость мозга, но мне правда всегда это было совершенно неинтересно); в моем детстве не было так называемых «игр во дворе», а вот чтение – да.
Папа бесконечно читал мне наизусть Тютчева, Мандельштама, Есенина и даже Сумарокова. В плане чтения папе было в хорошем смысле до лампочки, сколько мне лет. Мама вслух перечитала мне и детскую классику, и всё на свете, вплоть до «Джейн Эйр», а это уже совсем не детская литература. Она помногу часов читала мне на ночь перед сном, и на даче под ёлкой, и на пляже у моря.
Помню, я никак не могла оставить в покое «Калле Блумквиста» и «Мы на острове Сальткрока» Астрид Линдгрен, бесконечно просила перечитывать отдельные фрагменты, мне хотелось поселиться в этих книжках, общаться с их героями, их жизнь была моей.
Интересно, что до сих пор я не в состоянии проанализировать и объяснить, почему мне так нравился тот или иной эпизод или та или иная книга.
Например, я обожала мало кому известную книжку «Крот в городе». Думаю, я пересмотрела и перечитала её десятки раз. Серьёзно – десятки раз. В этой книге нет ничего особенного, честное слово. Но в ней есть что-то успокаивающее и одновременно очень радостное, дружелюбное, вовсе не увлекательное, но до такой степени позитивное (не люблю это слово), что оторваться невозможно. Просто магия какая-то.
Ещё я была фанаткой «Ани из Зелёных Мезонинов» Люси Мод Монтгомери, мама прочла мне почти все книги из серии про Аню. Сейчас, глядя на эти книги, скажем так, профессиональным взглядом, я понимаю, что они, к сожалению, довольно посредственные. Сейчас, открой я одну из этих книг, дальше двадцатой страницы и читать бы не стала. Но тогда, в детстве, я обращала внимание не на оригинальность стиля, не на баснословную новизну, по которой страдают многие авторы, которой ждут критики и некоторые читатели-филологи.
Сейчас я понимаю, что в детстве меня завораживала простота формы и содержания, мне хотелось, чтобы книга была не только интересной, но ещё – уютной, понятной, доброй. Парадокс заключается в том, что нынче я жду и от своих, и от чужих текстов совершенного противоположного: меня привлекают неуютные, непонятные и сложные книги. Как говорил Мандельштам о Гомере: «Гомер чем непонятнее, тем прекраснее».
Может быть, эта пленительная «непонятность» не должна распространяться на подростковую литературу, не знаю. Во всяком случае детские книжные воспоминания – повод об этом задуматься.
Читать также по теме
"Моё книжное детство": Дарья Доцук
"Моё книжное детство": Екатерина Каретникова
"Моё книжное детство": Ольга Колпакова
"Моё книжное детство": Ксения Драгунская
"Моё книжное детство": Нина Дашевская
"Моё книжное детство": Константин Арбенин
"Моё книжное детство": Виктория Ледерман
"Моё книжное детство": Юрий Никитинский
"Моё книжное детство": Дина Сабитова