Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

Премиальное чтение с Ольгой Алексеевой: Монстры под лестницей

Опубликовано 26.03.2023

Продолжаем наше знакомство с произведениями, вошедшими в короткий список Тринадцатого сезона Всероссийского конкурса на лучшее произведение для детей и юношества "Книгуру".

Сегодня я расскажу вам о повести "Монстры под лестницей" Хельги Вольжик. 

В этой насыщенной отсылками к самым разным произведениям истории мы знакомимся с мальчиком Максом, который вместе  с мамой по странному завещанию деда переезжает в старый особняк на окраине городка. Особняк оказывается очень необычным, как и некоторые обитатели городка. Да и дед, которого Макс никогда не знал, тоже оказывается загадочной личностью. И только время всё расставит по своим местам.

Премиальное чтение с Ольгой Алексеевой

Хельга Вольжик. Монстры под лестницей

 

Краткая аннотация

"Мальчик с мамой переезжают в старый особняк на окраине небольшого городка.

Жизнь здесь спокойна и размеренна лишь на первый взгляд, но если чуть приглядеться (и сунуть любопытный нос, куда не просили), жить становится так интересно, что даже жутковато.

Птицы сходят с ума, старушки пугают, мягкие игрушки разговаривают и всё кругом не то, чем кажется.

Милая готическая история с хорошим концом."

 

Почему интересно читать

Потому что здесь динамичный сюжет переплетается с пространственно-временной философией и отсылками к самым разным произведениям: от фильма "Птицы" Хичкока до книжного цикла "Хроники Амбера" Роджера Желязны. 

 

Насколько монстр способен быть другом

Переезд в новый просторный особняк поначалу кажется Максу и его маме замечательной сказкой. Да и не сказка ли, когда дом в живописном месте неожиданно становится твоим наследством от деда, которого ты в глаза никогда не видел, тебе больше не нужно ходить в школу с ужасными одноклассниками и вообще, впереди целое лето и можно фотографировать сколько хочешь на старый папин фотоаппарат?

Да, сказка. Но тут тут сюжет делает первую пространственно-временную петлю, и перед нами уже не чудесная сказка, а готическая история с монстрами под лестницей, жутким Слазнем, старухой-Паучихой и её жутковатым дворецким Корвином.

И, как только ты хорошенько испугаешься этих персонажей, сюжет сделает новую пространственно-временную петлю, и эти персонажи предстанут уже в другом свете. 

Да и монстры – такие уж монстры на самом деле? Возможно, кое-кто из них может стать твоим другом, а ты можешь стать частью очень необычной семьи.

 

Какие темы и идеи можно обсудить при чтении

В целом в произведении можно отыскать много тем для обсуждения с читателями-подростками. Из-за высокой динамики повествования, развитие некоторых сюжетных линий может показаться слегка запутанными, поэтому в обсуждаемые темы я отдельно включила тему про распутывание "сюжетных узелков".

Первая тема – "Распутываем сюжетные узелки". После прочтения могут возникнуть много вопросов по самым разным сюжетным линиям и героям, которые можно совместно обсудить. Будет очень интересно узнать, кто как понял происходящее и какие гипотезы развития сюжета смогли построить читатели. 

Например, почему Макс не стал в итоге спасать Незалса? Что стало со старухой-Паучихой? Почему дворецкий Корвин был так привязан к семье и какое он имеет отношение к воронам? Почему люди, присматривающие за домом, ждали кукушонка? Как прожил свою жизнь отец Макса? и др.

Для удобства можно визуализировать различные варианты развития сюжета в виде таблицы или инфографики.

Вторая тема – "Единицы измерения взрослой жизни". После того, как Макс пообещал Атте спасти его семью из заточения, подросток рассуждает о взрослой жизни:

"Говорят, взрослая жизнь — чертовски тяжелая штука. Так вот. Я бы сказал, что детская тоже. Жизнь в целом очень странное времяпрепровождение. И не всегда легкое, хотя зачастую весьма веселое.

Еще взрослые часто любят утяжелять. Ведь тяжесть бытия — это как бы признак того, что хорошо поработал. Чтобы другие не думали, что оно легко и приятно. А знали: все заслужено и не просто так. И дом, и офис, и пиво по пятничным вечерам. Я раньше не думал о том, как оно будет. Хуже или лучше. Легче или тяжелее. Но сейчас я понял, что вес и тяжесть жизни — в данных обещаниях и ответственности."

Как вы думаете, взрослого человека действительно отличают данные обещания и ответственность? Насколько каждый из вас чувствует себя взрослым по данной шкале оценки? Какие внутренние качества, по вашему мнению, отличают взрослого и зрелого человека? 

Третья тема – "У каждого монстра внутри тебя есть своё имя". Перед тем, как вернуться обратно в свой мир, Макс размышляет о монстрах, которые в нём живут:

"Я так долго не замечал их. А они всегда были рядом. Все монстры были внутри меня: злоба, обида, страх, ненависть, досада… Да мало ли других? 

А теперь я нашел их. Двенадцать монстров смотрят на меня, а я лежу бревном, не в силах пошевелиться. И непонятно, стал я тринадцатым или все так же остался темным подвалом, где они обитают.

Вот бледный и хмурый, всегда недовольный, но очень ранимый — Злобень. А вот маленький и нервный, вечно смотрящий на других — Завестинь, а вон там Тосклик и Плаклик, Грустень и Гневень, и другие.

Я и не знал, что у каждого из монстров есть своё имя."

Согласны ли вы с рассуждениями Макса и почему? Макс назвал по именам только шесть монстров по именам. Как бы вы назвали остальных? Нужно ли избавляться от этих монстров и, если нужно, то как это можно сделать? 

Бонусная тема. Тема детско-родительских отношений в этом произведении – одна из самых ярких и может быть триггерной для многих читателей-подростков, поэтому обсуждать её я рекомендую совместно с детским психологом.

Тем не менее, вместе с читателями можно вспомнить и обсудить мифы об Эдипе, о Зевсе и Кроносе, об Одиссее в контексте взаимоотношений сына и отца, поиска отца. 

 

Для кого произведение

Для читателей от 12 лет

 

Читать еще в этой рубрике

Всероссийский конкурс на лучшее произведение для детей и юношества "Книгуру"

Асия Арсланова. Аул

Евгения Басова. Калики перехожие

Любава Горницкая. Теорема близнецов 

Евгения Овчинникова. Сокровища

Дмитрий Сиротин Кукла ходит по земле 

Ая эН. П. Ушкин и пиксели 

 

 

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?