Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

Премиальное чтение с Ольгой Алексеевой: Теорема близнецов

Опубликовано 23.10.2022

В конкурсных текстах "Книгуру" авторы отражают актуальные реалии современной жизни и позитивные решения психологических, нравственных, социальных проблем, встающих перед молодым человеком, а также создают образ современного положительного героя, дают представление о многообразии жизненных сценариев, о знаниях, необходимых для самореализации в современном обществе.

Я продолжаю знакомиться с произведениями. вошедшими в шорт-лист конкурса и сегодня расскажу вам о повести Любавы Горницкой "Теорема близнецов". Герои истории, подростки-близняшки, живут в альтернативном современном обществе со своеобразной этикой и культом непривязанности к близким.

Премиальное чтение с Ольгой Алексеевой

Любава Горницкая. Теорема близнецов

 

Краткая аннотация

"После эпидемии в семьях оставляют только по одному ребенку.

Основному.

Старшему.

Последующие дети называются резервными и отправляются в накопители-интернаты, где их учат, лечат, воспитывают.

Если вдруг что-то случится с основным, то у родителей всегда есть возможность взять себе резервного.

Ника Ларцева – Основная, но у нее есть сестра."

 

Почему интересно читать

Потому что это повествование захватывает с первых же строк:

"Ненавижу третье число. Любого месяца. Просто ненавижу. Это день, когда мама долго стоит на балконе, запрокинув голову назад, и щурится. Подходить не стоит. Только наблюдать сквозь прозрачную  пластиковую дверь, как вздрагивает мамина спина. Лучше бы вообще исчезнуть и не мешать."

Эта антиутопия интересна тем, что до мурашек правдоподобно и логично показывает, к чему может прийти человеческое общество во имя сохранения своего здоровья и благополучия. И все это оправдывается новым Кодексом этики, который изучают все школьники нового общества.    

Вполне закономерно, что находятся те, кого такой порядок вещей не устраивает.

Возможно, после чтения этой повести мы, взрослые, будем по-другому смотреть на подростковые бунты?   

 

НеАристотелевская этика

Главной героине этой повести Нике Ларцевой 13 лет.

Она живет в городе, у неё есть мама и папа, и еще в одном из областных накопителей сестра-близнец Лика, но о ней редко вспоминают в семье, только каждое третье число месяца, когда приходят видеоотчеты из учреждения, где она содержится.  

Лика — резервная, Ника — основная.

Нике повезло жить с родителями и учиться в обычной школе, иметь выбор: ходить в музыкальную школу или нет, заниматься рисованием в художественной школе или рисовать на стенах, общаться с кем хочешь или надеть наушники и ни с кем не общаться.

У Лики такого выбора нет: одеваться в форму учреждения, есть что дают, поменьше говорить, не доверять. Еще нужно улыбаться и опрятно выглядеть, когда тебя снимают для видеоотчетов родителям и знать простые правила: 

"Не признавайся, что хочешь к основным — засмеют. Не ври своим — один останешься. Не стучи старшим и не воруй из тайников — поколотят. Не убегай — вернут, и станет только хуже."

Родители сначала приезжали в накопитель в каждый родительский день, а потом решили, что лучше будут смотреть видеоотчеты. К чему визиты? Ведь так ты еще больше привязываешься: "надо помнить: ты можешь потерять  близких в любой момент. Потому ни-ко-го не надо любить слишком уж сильно. И тем более резервных.

Это закон, который был принят после эпидемии. Мама просто идеальная и никогда не нарушает закон: она не пьёт, не курит и даже всегда правильно паркуется. И, хотя у папы ужасно много волос на голове (хвост аж до пояса брюк!) и длинная чёлка, стыдливые утренние сигареты вместо пробежек, он смиряется с ситуацией.  

Но однажды ситуация выходит из-под контроля. 

Лика сбегает из накопителя и движется напрямик к своей семье... чтобы что? Посмотреть на ту сестру, которой больше повезло? Увидеть родителей, которые больше к ней не приезжают? А дальше?

А дальше будет Стая, будет встреча с Никой и её одноклассниками, и, самое главное, наконец-то наступит будущее.

 

Какие темы и идеи можно обсудить с подростком при чтении этой повести?

Тем для обсуждения здесь очень много, поэтому я, как обычно, выделю только те темы, которые лично мне показались  наиболее важными.

Первая тема  этичность выбора. Мы часто выбираем, не задумываясь: что съесть на завтрак, что надеть для семейного ужина, в какой вуз поступать. Этот выбор нам понятен. Но как можно сделать выбор в пользу одного из детей? Чтобы обезопасить психику, общество придумывает новые этические законы и кодексы, выдержки из которого вы можете в этой повести изучить, например:

"Ребëнок, изначально старший, впоследствии именуемый как основной, остаëтся в семье, все последующие дети, именуемые резервными, отправляются в питомники-накопители, где воспитываются за счёт денежных средств родителей, а также государственных субсидий, или, при нежелании и невозможности оплаты.".

"Резервный ребёнок может быть взят в семью в случае неизлечимой болезни основного или смерти основного по любой причине, а также служить донором крови или органов, при необходимости медицинской помощи основному."

"Более одного основного ребёнка в семье может быть только, если она готова отказаться ото всех льгот и помощи государства, платить налоги на  второго ребёнка."  

Что нам как обществу нужно сделать, чтобы такие законы никогда не появились?

Важнейшая тема для обсуждения с читателем — равенство. В альтернативном обществе из повести резервные поражены в правах по сравнению с основными. Это касается и мест проживания (основные живут в коттеджных поселках Второго городского кольца, резервные — в однотипных серых многоэтажках-общежитиях), и правил поведения:

"Резервные должны пропустить основных в очереди, уступить место в транспорте, должны ещё много чего.

Замечаете ли вы нарушения принципов равенства людей там, где вы живете? Можете ли вы хоть как-то повлиять на эту ситуацию или вы убеждены, что от вас ничего не зависит? 

Понятие "резервные" можно рассмотреть и в более широком смысле, как это сделала Ника: "Вас всегда можно променять. Везде свои резервные." Как вы думаете, что может скрываться за этой фразой? 

Третья тема для обсуждения — привязанность. Рассмотрим две цитаты из повести.

"Согласно теореме привязанности, отсутствие привязанности делает человека эмоционально стабильным. Теорема впервые выведена в год окончания эпидемии, после похорон пятой волны пострадавших."

"Нельзя слишком привязываться. Те, кого ты любишь, могут переехать на кладбище. Так решили после эпидемии. Но эпидемия случилась много-много лет назад. Триста с небольшим. Наверное, это просто удобно: веками оставлять как есть."  

Почему привязанность угрожала правопорядку альтернативного общества из повести? По какой причине такой порядок вещей не менялся в этом обществе веками? Как вы думаете, как обстоят дела с привязанностью в современном обществе? 

Еще одна тема для обсуждения — родительские ожидания. В повести Ника идет в музыкальную школу потому, что её папа в своем детстве мечтал стать пианистом, но из-за травмы рук не реализовал свою мечту. Можно ли "передать по наследству" свою родительскую мечту? На этот вопрос исчерпывающе ответила Ника, когда слушала великолепную игру своей преподавательницы:

"Её музыка звучала по-настоящему. И рядом с ней мне всегда становилось тошно. Трудно фальшивить рядом с влюбленным в музыку. Хотелось заорать: вам ученик которому за тридцать не нужен? Я не девочка Ника! Я на самом деле взрослый дядька. Просто я не прихожу. Заменяю себя дочерью. И я чувствовала себя резервной. Сильнее той, второй. "

Если в вашей жизни был такой случай замещения родительской мечты, расскажите об этом подростку. И заодно прислушайтесь к себе и честно ответьте на вопрос: спортивная/ музыкальная / художественная / и т.д. школа для моего ребенка —  это точно не моя проекция? Что по-настоящему интересно моему ребенку, где та область, в которой он сможет максимально полно себя реализовать?

И напоследок хочется отметить, что иногда быть непохожим означает быть живым, ведь "Серый — правильный цвет. Нейтральный. Удобный. Этичный". Вопрос только в том, какая именно эта этика?

 

Для кого произведение 

Для читателей от 13 лет

 

Читать повесть "Теорема близнецов" на сайте "Книгуру"

 

 

Читать еще в этой рубрике

Конкурс "Книгуру"

Дмитрий Сиротин Кукла ходит по земле 

 

Конкурс "Новая детская книга", номинация "От семи и старше"

Светлана Потапова. Восстание Спартачка 

Конкурс "Новая детская книга", номинация "Фолк-фэнтези и фолк-хоррор"

Татьяна Вешкина. Книжные тюрьмы 

 

Премия "Русский детектив", номинация "Детский детектив"

Майя Лазаревская. Сыскное бюро "Брюм": пропажа в скучном парке 

Катя Матюшкина. Кот да Винчи. Магическая ловушка

Премия "Русский детектив", номинация "Лучший комикс/графический роман"

Евгений Еронин, Алексей Волков. Майор Игорь Гром. Фейк 

 

Премия "Электронная буква", номинация "Роман взросления"

Альго Мира. Жизнь Галки Бураковой от А до Я

Светлана Шемена. Когда киты пели

 

 

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?