Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

Премиальное чтение с Ольгой Алексеевой: Жизнь Галки Бураковой от А до Я

Опубликовано 04.09.2022

На 35 Московской международной книжной ярмарке (ММКЯ) объявлен лонг-лист юбилейного сезона литературной премии "Электронная буква".— крупнейшей в России премии в области электронных и аудиокниг, которая создана для поддержки талантливых digital-авторов и чтецов. 

Меня как редактора "Чтение детям" заинтересовала, прежде всего, номинация "Роман взросления" — лучшее произведение в жанре "Young adult"

В этом году в лонг-лист данной номинации вошло 13 произведений.

Знакомство с лонг-листом премии я начала с произведения "Жизнь Галки Бураковой от А до Я" Альго Миры.

Премиальное чтение с Ольгой Алексеевой

Альго Мира. Жизнь Галки Бураковой от А до Я

 

Краткая аннотация

"Быть, как все, делать, как принято, верить, что так надо...

Этот путь Галка Буракова знает не понаслышке. Всё время искать что-то вовне, стремиться достичь, заслужить место под солнцем, а потом обнулиться. Полностью.

Когда себя исчерпывает прошлое, то проявляется будущее. Другое. Но каждый человек то, что будет завтра, строит своим сегодняшним выбором.

И Галка строит новую себя, на этом пути обретая то, о чём она даже не подозревала."

 

 

Почему интересно читать

Потому что она о свободе быть собой.

Главная героиня - Галка Буракова - это человек, которому с самых первых дней жизни "как воздух, необходима была свобода."

К сожалению, с самого её детства эту свободу ограничивали: сначала медперсонал в роддоме, когда уносили от мамы, потом бабушка со своими запретами и нотациями, затем воспитатели в детском саду и учителя в школе, да и во взрослой жизни всегда находился кто-то, кто эту свободу ограничивал.

Постепенно осталось только понимание того, что свобода нужна, за неё нужно бороться, занять место под солнцем и вот тогда... а вот "что тогда" с годами превратилось в большой знак вопроса.

Что делать-то с этой свободой?

Как найти путь к себе настоящей? 

Кто виноват в том, что жизнь складывается так, как она складывается и что с этим делать?

Вот на эти вопросы мы и будет искать ответы вместе с главной героиней.

А искать будет интересно, благодаря легкому слогу и продуманному сюжету, в котором каждая фраза на своем месте, и даже название каждой из 33 глав  (по количеству букв в алфавите) начинаются с соответствующей буквы. 

Книгу можно назвать романом взросления, это своеобразным тренингом, потому что через вопросы и проработку жизненных ситуаций вместе с главной героиней читатель проходит настоящий путь героя, в финале которого его ожидает настоящее сокровище.

 

Про персонажей 

Несмотря на обилие действующих лиц, главных персонажей вы узнаете в тексте сразу и начнете свое знакомство с мамы Галки.

Зинаиде только-только за двадцать, симпатичная девушка из многодетной не слишком благополучной и финансово обеспеченной семьи. Скорое замужество помогло ей вырваться из тесной квартирки с пьющим отцом, однако рождение ребенка, свекровь и мямля-муж явно не соответствовали её ожиданиям хорошей жизни.

Дочка Галка - смышленая, любопытная и очень активная девчонка, которой страшно не нравится, когда  ограничивают её свободу или претендуют на внимание мамы.

На внимание мамы претендуют многие, иногда даже папа Николай, но папу она видит редко, потому что в то время (по ощущениям время действия - 80-90-е годы прошлого века) папы почти не вмешивались в воспитание детей и в дела семьи, особенно, если было кому передать бразды правления: маме или жене. Вот Николай и передал, став классическим подкаблучником. 

Но есть в романе и совсем не классические герои.

Есть Екатерина Павловна (баба Катя), бабушка школьного приятеля Жоржика, влюблённого в Галку, которая сыграет огромную роль в жизни всей семьи, особенно в жизни Галки и её папы. Есть Федя, ворвавшийся в жизнь Галки на красном "Феррари", который до знакомства с ней успешно только прожигал свою жизнь. Есть дочка Зиночка, благодаря которой в определенный момент жизнь Галки наконец обрела смысл. И есть Николай, ставший мужем Галки - уже зрелой женщины, благодаря которому она многое в своей жизни приняла.

А, самое главное, каждый персонаж помогал Галке приблизиться к пониманию того, что такое свобода.

 

Какие темы и идеи можно обсудить с подростком при чтении этой книги? 

На первом месте, конечно же, тема свободы.

В романе вы найдете очень много рассуждений героев о том, что такое свобода, например: "...свобода – это когда занимаешься, чем хочешь. Но тут желание сталкивалось с реальностью: она не хочет мыть туалеты, а моет, она часто не хочет сидеть с Зиночкой, а куда денешься. То есть свобода во взрослом мире могла быть куплена за деньги,..." или "Свобода – это внутреннее, когда знаешь, чего хочешь и идёшь выбранным путём. "

Что это слово означает для читателя-подростка? А для вас?

Также в романе много внимания уделяется теме помощи другим, взаимопомощи и личных границ. Понимает ли подросток важность навыка говорить "нет" окружающим его людям?  

Еще одна яркая тема романа, которую можно обсудить вместе - это движение и саморазвитие: "К выбранному привыкаешь, привязываешься, и колея заезженной становится, не выпуская дальше, если не делать новое, доверяя себе и своим ощущениям. Но для этого нужна смелость.

Как быстро вы принимаете решение о необходимости изменений в своей жизни: с нового года, с понедельника, прямо сейчас?

В этой истории Галка очень целеустремленная, она буквально "делает себя сама". Тем не менее, в определенный момент героиня начинает говорить о своей невезучести. На что мудрая баба Катя ей отвечает: "Не отмазывайся. А то вечно можно пенять: то на правительство, то на родителей, то на детей, то на отсутствие жилплощади, то на погоду плохую. Это лишь от нежелания самой меняться. "

Что подросток думает по этому поводу: верит ли он в везучесть и невезучесть людей? Почему? 

В финале произведения читателя ждет описание мира идеального будущего и тема ответственности звучит особенно сильно: "... каждый человек, ощутив себя творцом реальности, больше никогда не перекладывал ответственность на других. А так как этому учили в детства, то людей, любящих свалить вину на кого-то, становилось меньше с каждым годом. Росло же количество людей, отвечающих за мир вокруг. Теперь не пеняли на правительство. Если что-то хотелось изменить, то люди брали и меняли сами.

Возможно ли такое будущее с точки зрения подростка? Можно попросить читателя описать его идеальный мир будущего.

Это только те темы, которые приходят на ум первыми, однако их в произведении гораздо больше. Ведь читательский путь каждого индивидуален!

 

Для кого произведение 
Этот роман будет интересен старшеклассникам, которые любят семейные истории и готовы заниматься самопознанием.
 

 

Сайт конкурса "Электронная буква"

 

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?