Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Подписаться на нашу рассылку

 

Литературная мастерская с Ларисой Романовской

для детей и подростков

 

2019 год 

Литературная мастерская: Этап подражания. Почему начинающие авторы иногда пишут чужие повести?

Каждый раз, открывая новый сезон нашего квеста «Игра в классиков», я гадаю, какими окажутся работы его участников. Смешными или грустными, пронзительными или предсказуемыми.

Заботливо вычитанными мамой или бабушкой, отправленными в последний момент с кучей опечаток... О том, какие недочеты чаще всего встречаются в текстах начинающих авторов и как их можно исправить, мы говорили прошлой осенью в статье «8 ошибок начинающих авторов», которую я написала по итогам одного из наших первых квестов.

Каждый раз ребята меня удивляют, сдавая работы на самые неожиданные темы, предлагая своим героям нестандартное решение конфликта, создавая яркие смелые метафоры. Но иногда происходит и совсем другое.

Литературная мастерская. Синонимы: руководство по применению

Синонимы — это слова, которые отличаются по звучанию, но близки друг с другом по значению и принадлежат к одной части речи. Значение этих слов — близко, но не идентично.

Например слова «страх» и «ужас» являются синонимами по смыслу, ибо обозначают одно и то же чувство, но при этом отличаются по своей эмоциональной окраске.

Вспомним «эмоциональную ромашку» («Колесо Плутчика»), о которой мы говорили на одном из предыдущих занятий. Если мы посмотрим на любой из «лепестков», то увидим, что написанные там слова в определенных условиях можно считать синонимами («грусть» и «печаль» или «изумление» и «удивление»). А от чего зависят эти условия?

 

Литературная мастерская: Стихия стиха. Семь подсказок в помощь поэтам школьного возраста

Люди самых разных профессий иногда признавались в интервью: «В детстве я писал стихи, их же все в детстве пишут».

«Все» или нет — науке не известно. Точной статистики о поэтах школьного возраста в природе не существует, ибо отнюдь не каждый школьник готов признаться в своей способности  и своем желании рифмовать строчки и писать текст в столбик.

Но так или иначе, очень многие люди писали в детстве стихи. Не все из них, повзрослев, продолжили делать это. Мало кто становится во взрослом возрасте поэтом, бардом, автором песен. И уж совсем немногие способны обнародовать свои детские и юношеские стихотворения, даже с комментарием «да, я знаю, что тут плохие рифмы, сбивается ритм и вообще все банально».

Литературная мастерская: Штампы vs Эмоции (часть II)

Сегодня среда, поэтому вас ждёт новый выпуск нашей литературной мастерской с известным прозаиком, автором книг для детей и подростков Ларисой Романовской. 

В этом выпуске литературной мастерской мы продолжим говорить о том, как легко и достоверно написать о чувствах персонажа и расскажем о:

* 10 базовых эмоциях по Кэрролу Изарда

* "Колесе эмоций" Роберта Плутчека

* Дневнике наблюдений за текстом.

А также о том, что нужно понять и на какие вопросы ответить, чтобы чувства героев получились настоящими.

Литературная мастерская: Штампы v.s. Эмоции 

Сегодня среда, поэтому вас ждёт новый выпуск нашей литературной мастерской с известным прозаиком, автором книг для детей и подростков Ларисой Романовской. 

"Трудно поверить, но когда-то «бабочки в животе», «сердце в пятках» и даже «замершая от счастья душа» были оригинальными и свежими выражениями. У читателя, увидевшего незнакомое ранее сравнение или гиперболу первый раз, появляется удивление, обостряются эмоции, текст воздействует на него очень сильно. А потом эти чувства притупляются."

Сегодня мы поговорим о том, как легко и достоверно написать о чувствах персонажа. 

 Литературная мастерская: Литературные игры

Сегодня среда, поэтому вас ждёт новый выпуск нашей литературной мастерской с известным прозаиком, автором книг для детей и подростков Ларисой Романовской. 

В прошлом году в нашей мастерской мы уже рассказывали о самых известных литературных играх — о биномке, «ошибке типографии» и о «гадании на эпиграфе».

Сегодня речь пойдет о других развлечениях для прозаиков и поэтов. Все они позволяют не только весело и творчески провести время. С помощью этих игр можно обрести некоторые навыки, необходимые любому писателю, как начинающему, так и опытному.

 

2018 год

 

Литературная мастерская: Проза под ёлочкой

Мы отдыхаем с 30 декабря по 8 января. За эти десять дней можно бодро отпраздновать Новый год, выспаться, погулять по нарядному городу, посмотреть всё-всё, оставленные в «закладках» видео, съесть мешок конфет, подарить и получить мешок подарков.

А еще можно, не торопясь, с удовольствием заняться собственными текстами — написать ту историю, которая давно уже притаилась в голове и все ждет, когда у тебя появятся для нее силы и время.

Сегодня вас ждут десять советов, которые могут пригодиться прозаику в каникулы.

Литературная мастерская: Плагиат или аллюзия?

Плагиат — присвоение чужой интеллектуальной собственности, выдача чужого текста (сочинения, реферата, картины, пьесы) за свой.

Заимствование отдельной идеи, сюжета, авторской вселенной или конкретного образа из чужой работы официально плагиатом не считается, но все равно не допустимо. Чем раньше начинающий автор это усвоит, тем легче ему будет жить и работать дальше. 

Сегодня в нашей литературной мастерской мы поговорим о разнице между плагиатом и аллюзией и узнаем о том, как вдохновляться чужими работами без ущерба для собственного текста.

Литературная мастерская: Как вы пишете?

Художественный текст — это не только «о чем», это всегда еще и «как». Один и тот же сюжет можно раскрыть с позиции разных персонажей. Одну и ту же историю можно рассказать так, что она окажется уморительно-смешной, невыносимо трагической или невероятно страшной.

Сегодня мы поговорим о том, как выработать собственный авторский почерк и заодно прокачать грамотность.

В своей авторской колонке Лариса Романовская даёт практические советы и задания, которые помогут вам поэкспериментировать со своим стилем, а также рекомендует отличные книги по стилистике. 

Литературная мастерская: Фантастический текст. Создаем авторскую вселенную

"Создавать свой мир — сложно, весело, интересно и очень полезно. Но он, как и любая существующая цивилизация, должен развиваться по естественным природным законам. В противном случае мир окажется нежизнеспособным, читатель в него просто не поверит."

Что надо знать, придумывая новые миры для своих героев?

Сегодня в нашей литературной мастерской мы поговорим о том, как создать неповторимую авторскую вселенную, откуда черпать вдохновение + чек-лист, с помощью которого можно проверить свой авторский мир на жизнеспособность. 

Литературная мастерская: Имя для героя

Сегодня в нашей литературной мастерской мы поговорим о том, как выбрать имя для своего героя.

Что нужно знать, выбирая имена, фамилии и прозвища для своих персонажей? Рано или поздно перед любым автором (не только школьного возраста) встает один из самых серьезных вопросов: а как назвать героя нового текста?

Что нужно знать, выбирая имена, фамилии и прозвища для своих персонажей? Рано или поздно перед любым автором (не только школьного возраста) встает один из самых серьезных вопросов: а как назвать героя нового текста? 

Литературная мастерская: Пишем фантастический рассказ. Советы эксперта

Сегодня мы продолжаем говорить о создании собственного фантастического рассказа и предлагаем вам уникальный материал - интервью с писателем-фантастом, победителем и призёром десятков литературных конкурсов Майком Гелприным.

Майк Гелприн - постоянный автор журнала "Русский пионер", публиковался в журналах "Мир фантастики", "Полдень. XXI век", "Наука и жизнь", "Популярная механика" и многих других. Также публиковался в сборниках и антологиях издательств "Эксмо", "АСТ", "Снежный Ком М", "Рипол-классик".

В каком состоянии сейчас находится фантастика как жанр? Каким должен быть качественный фантастический рассказ? Какие книги стоит прочесть начинающему автору? Читайте ответы :) 

Литературная мастерская: Пишем фантастический рассказ

Совсем недавно мы провели литературный онлайн квест, темой которого стала фантастика. Учитывая большой интерес к этому жанру, сегодня мы решили рассказать вам о том, что нужно знать, чтобы начать создавать свой фантастический рассказ.

Какой текст можно считать фантастическим? Какими могут быть фантастические элементы? Фантастика и фэнтези - это одно и то же? О чём нужно обязательно знать, чтобы фантастический рассказ получился увлекательным и соответствовал всем законам жанра?

На эти и другие вопросы ищите ответы в нашем новом материале! 

 

Литературная мастерская: Художественные приёмы

 

Сегодня мы поговорим о художественных приёмах. Художественные приемы - это набор инструментов писателя, те стилистические и языковые средства, которые делают литературные произведения уникальными - выразительными, яркими, оригинальными. 

Именно правильно примененные художественные средства вызывают у читателя доверие и интерес к книге, а заодно и  разные эмоции — сопереживание, любопытство, гнев, радость. Злоупотребление художественными приемами, напротив, превращает любопытную историю в тоскливую, посредственную и фальшивую. 

Как это может произойти?

 Литературная мастерская: Образ рассказчика. Образ автора

Сегодня среда, а по средам у нас литературная мастерская с известным прозаиком, автором книг для детей и подростков Ларисой Романовской. 

В этом выпуске мастерской мы поговорим об образе рассказчика и об образе автора в тексте, а также выполним три задания по этой теме. Выстраивание образа рассказчика очень важно для произведения. Рассказ от первого или от третьего лица, смена рассказчика очень влияют на произведение в целом. Образ автора не менее важен. Чем же отличается образ рассказчика от образа автора? 

Присоединяйтесь и читайте вместе с нами :) 

 

Литературная мастерская: 8 самых распространенных ошибок начинающих авторов

 

Сегодня среда и вас ждёт новый выпуск литературной мастерской с известным прозаиком, автором книг для детей и подростков Ларисой Романовской. 

В этом выпуске мастерской мы рассмотрим самые распространённые ошибки начинающих авторов: когда в тексте нет кульминации и развязки, автор не пользуется введёнными в текст деталями, наличие литературных штампов (особенно в ремарках), излишнее использование уменьшительно-ласкательных форм, отсутствие знаний и опыта в описываемой сфере, тяжёлые словесные конструкции, назидательность и др. Как их найти и обезвредить? Читайте! 

Литературная мастерская: Что делать, если твой текст совсем не похож на запланированный?

Сегодня среда и вас ждёт новый выпуск литературной мастерской с известным прозаиком, автором книг для детей и подростков Ларисой Романовской. 

В этом выпуске мастерской мы разберём, что делать, если тот текст, который вы изначально задумали написать, совсем не похож на то, что получается. Узнаем, почему полностью реализовать план - миссия почти невыполнимая, что делать, если надо убить персонажа, а рука не поднимается и многое другое

Присоединяйтесь :) 

Литературная мастерская: Литературные конкурсы: о победителях и не-проигравших!

Сегодня среда и вас ждёт новый выпуск литературной мастерской с известным прозаиком, автором книг для детей и подростков Ларисой Романовской. 

В этом выпуске мастерской продолжим говорить о литературных конкурсах и проработаем наиболее сложную и проблемную тему: что делать, если вдруг проиграл на литературном конкурсе. Вместе с Ларисой Андреевной рассмотрим случаи из литературной практики и узнаем, как можно себя прокачать, "отрастив дзен". Присоединяйтесь :) 

Литературная мастерская: Литературные конкурсы: советы новичку

Сегодня среда, поэтому вас ждёт новый выпуск нашей литературной мастерской с известным прозаиком, автором книг для детей и подростков Ларисой Романовской. 

В этом выпуске мастерской Лариса Андреевна подготовила для вас настоящую "Азбуку безопасности" для тех, кто решил участвовать в литературных конкурсах. Поговорим об основных правилах участия, на что нужно обязательно обратить своё внимание при отправке рукописи на конкурс и многое другое! Присоединяйтесь :) 

 

Литературная мастерская: Урок № 12. Литературные штампы

Сегодня среда, поэтому вас ждёт новый выпуск нашей литературной мастерской с известным прозаиком, автором книг для детей и подростков Ларисой Романовской. 

В этом выпуске мастерской мы поговорим о сюжетных штампах: "Сиротка Люся", "Новенькая в крутой школе", Сверхспособности", "Любовь до гроба" и "Спящее чудовище", а также о том, что с ними делать. 

Присоединяйтесь :) 

Литературная мастерская: Урок № 11. Где писателю брать идеи?

Сегодня среда, поэтому вас ждёт новый выпуск нашей литературной мастерской с известным прозаиком, автором книг для детей и подростков Ларисой Романовской. 

В этом выпуске мастерской мы поговорим о том, какой должна быть хорошая книга, где писателю брать идеи и вдохновение, как из ленты Фейсбука сделать основу для своего текста и многое другое.

Присоединяйтесь :) 

 Литературная мастерская: Урок № 10. Литературные игры

Сегодня среда, а по средам у нас выходит новый выпуск литературной мастерской с известным прозаиком, автором книг для детей и подростков Ларисой Романовской. 

В этом выпуске мастерской мы поговорим о литературных играх и разберём их правила. Вас ждут "Биномка, этюд", "Эпиграф, гадание" и "Ошибки типографии". Кстати, в нашем литературном квесте мы уже сыграли в биномку!

Присоединяйтесь :) 

Литературная мастерская: Урок № 9. Пишем тексты о животных

Сегодня среда, а по средам у нас выходит новый выпуск литературной мастерской с известным прозаиком, автором книг для детей и подростков Ларисой Романовской. 

В этом выпуске мастерской мы поговорим о том, как писать "зверские" тексты: приведём типологию текстов о животных, научимся избегать ошибок в таких текстах, а также получим книжные рекомендации по теме.

Присоединяйтесь :) 

 Литературная мастерская: Урок № 8

 Сегодня среда, а по средам у нас выходит новый выпуск литературной мастерской с известным прозаиком, автором книг для детей и подростков Ларисой Романовской. 

На восьмом уроке мы поговорим о том, почему начинающим авторам бывает полезно писать фанфики и приведём для этого сразу четыре причины, а также  разберём, что такое "фанфик", "фикрайтерство" и "фандом".

Присоединяйтесь :) 

Литературная мастерская: Урок № 7

На седьмом уроке мы поговорим о том, как правильно давать речевые, психологические и внешние характеристики своих персонажей.

Также вы узнаете 4 правила, применив которые, сможете прокачать своего персонажа + получите 3 новых задания!

Литературная мастерская: Урок № 6

Тема шестого урока возникла из вопроса одной из наших читательниц. Поэтому сегодня мы будем говорить о том, как не бросить работу над своим текстом, ведь у Ларисы Романовской есть сразу шесть (!) ответов на этот вопрос :) 

Ждём ваши новые вопросы мастеру! 

Литературная мастерская: Урок № 5

 

На пятом уроке мы продолжим говорить о композиции текста и разберёмся с её основными типами + 3  новых задания для вас!

Литературная мастерская: Урок № 4

 

На четвёртом уроке мы поговорим об основе основ - композиции текста, о завязке, кульминации и развязке + 3 новых задания для вас!

 

Литературная мастерская: Урок № 3

 

На третьем уроке мы поговорим о том, что такое сюжет и откуда ему взяться, как придумывал свои сюжеты Стивен Кинг и почему полезно составлять синопсис своей истории + 2 новых задания!

Литературная мастерская: Урок № 2

Сегодня среда, а по средам у нас выходит новый выпуск литературной мастерскойВместе с известным прозаиком, автором книг для детей и подростков Ларисой Романовской вы откроете для себя мир литературного творчества, сможете прокачать свои писательские навыки и узнать полезные писательские "фишки". 

На втором уроке мы поговорим о критике и обсуждении текста, научим вас это делать грамотно и с пользой для своего произведения, а ещё вы получите своё первое задание по курсу!

Литературная мастерская: Урок № 1

Дорогие друзья! Мы очень рады представить вам новую авторскую колонку нашего журнала "Литературная мастерская с Ларисой Романовской",

Вместе с известным прозаиком, автором книг для детей и подростков вы откроете для себя мир литературного творчества, сможете прокачать свои писательские навыки и узнать полезные писательские "фишки".

И всё это в предельно концентрированной форме и максимально полезно по содержанию! Сегодня вас ждут советы писателям школьного возраста.