Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

 

 

Приглашаем к сотрудничеству авторов по тематике нашего журнала info@readchildren.ru

Подписаться на рассылку

 

Литературная мастерская: Урок № 7

Опубликовано 01.08.2018

Сегодня среда, а по средам у нас выходит новый выпуск литературной мастерской с известным прозаиком, автором книг для детей и подростков Ларисой Романовской. 

На седьмом уроке мы поговорим о том, как правильно давать речевые, психологические и внешние характеристики своих персонажей. Также вы узнаете 4 правила, применив которые, сможете прокачать своего персонажа + получите 3 новых задания!

Литературная мастерская с Ларисой Романовской

Урок № 7

«ОЙ, МАМОЧКА!», - ЗАПЛАКАЛ ШТАБС-КАПИТАН 

Как правильно давать речевые, психологические и внешние характеристики персонажей

Случай из практики: семиклассница читает начало своего нового мистического детектива. Первые два абзаца главная героиня, частный сыщик, задумчиво сидит, а нам описывают ее кофточку, сумочку и туфли. Потом к героине приходит будущая жертва, немолодой мужчина целых тридцати лет, и горестно вздыхает, а потом еще стонет, вытирает слезы и белеет как полотно.

На третьей странице к этой компании присоединяется еще один персонаж, будущий напарник героини — очень молодой, очень красивый и очень блондин. В голубой рубашке. Он тоже вздыхает, а еще заливисто хохочет, вдумчиво глядит, а потом и вовсе делается мрачнее тучи. К четвертой странице должно начаться действие, но его не будет — юный автор устал писать историю с таким количеством разномастных и не всегда правдоподобных подробностей. А ведь все могло сложиться иначе.

И сложится — после правки рукописи.

Правило 1 «Пиши, о чем знаешь»

Не каждый писатель школьного возраста готов создавать тексты о жизни сверстников, в которой он более-менее разбирается. Куда интереснее писать про монстров, сыщиков, наемных убийц или вампиров. И вот тут кроется ловушка: автор в силу малого опыта не видел ни одного следователя, он понятия не имеет, как этот персонаж может ходить, говорить, действовать.

Оптимальнее всего перенести на выдуманного героя характеристики реального человека. Пишешь про мужчину средних лет — найди в своем окружении такого и срисуй его манеру общения. В противном случае суровый мужественный герой начнет себя вести как девочка-подросток, хочешь ты того или нет, и текст перестанет быть достоверным.

Правило 2 «Не подглядывай в экран»

Ошибка многих начинающих авторов: если в окружающей действительности нет ни одного мало-мальски подходящего прототипа, его берут из фильма, сериала или аниме. Не надо так. Зачем нам клон Холмса-Камбербетча или Холмса-Дауни младшего, Уолтера Уайта или Грегори Хауса?

Если ты не работаешь в жанре фанфикшен (о нем мы еще поговорим подробнее), не стоит водить в свой текст чужого героя, пусть даже с измененной внешностью и именем. Это не плагиат, но свидетельство беспомощности автора.

Правило 3 «Сокращай ремарки»

Запуская диалог между героями, автор часто вводит дополнительные характеристики. И персонажи в процессе разговора ерошат волосы, хмурятся и мужественно прикуривают. Иногда эти ремарки нужны, но чаще — нет. Во-первых, они снижают эмоциональный накал, отвлекают нас от сути диалога. Во-вторых, в них часто скрываются бесчисленные штампы, от которых качество текста резко снижается.

Ремарка нужна в том случае, если нам надо показать психологическое состояние героя в данный момент. Например, если персонаж говорит, что он спокоен, а на самом деле — нервничает, мы можем пустить ремарку, заставив героя вздрагивать или машинально обдирать кусочки обоев.

Правило 4 «Дай читателю додумать»

Подумай: а всегда ли нам нужно описывать внешность и одежду героя? Любая деталь имеет значение, хотим мы того или нет. Влияет ли на сюжет цвет платья героини? Как с помощью описания показать, что герой — бедный, но чистоплотный? Если нам надо рассказать о персонаже-неряхе, достаточно ли упомянуть его нечищенные ботинки?

У каждого писателя есть свои ответы на эти вопросы. Но одежда персонажа всегда скажет о нем многое. Если ты сам не решил, как выглядит твой герой, не давай его описания. Оно снижает темп повествования. Кроме того, удачного прописанного персонажа читатель попробует представить сам. Так произойдет вовлечение в текст — одна из самых важных писательских задач.

 

Задание 1: Открой повесть Аркадия и Бориса Стругацких «Понедельник начинается в субботу». Прочитай или перечитай историю третью, которая называется «Всяческая суета». Обрати внимание на то, как выглядят персонажи описываемого будущего (глава вторая), в которое попал Саша Привалов, как они себя ведут и что говорят.

Задание 2: Перечти любимую книгу. Обрати внимание на характеристики персонажей. Попробуй отследить, как именно автор делает одних персонажей привлекательными, а других — наоборот. Используешь ли ты этот прием в собственных текстах?

Задание 3: Открой любой свой текст. Перечти, акцентируя внимание на характеристиках персонажей. Внеси правку. Посмотри, изменился ли объем текста?

 

В следующий раз мне бы хотелось поговорить об авторских вселенных и о том, хорошо или плохо писать фанфики по чужим мирам.

 

Предложить свою тему для наших занятий можно, написав на почту info@readchildren.ru с пометкой «Литературная мастерская»