Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

 

 

Приглашаем к сотрудничеству авторов по тематике нашего журнала info@readchildren.ru

Подписаться на рассылку

 

Литературная мастерская: Урок № 8

Опубликовано 08.08.2018

Сегодня среда, а по средам у нас выходит новый выпуск литературной мастерской с известным прозаиком, автором книг для детей и подростков Ларисой Романовской. 

На восьмом уроке мы поговорим о том, почему начинающим авторам бывает полезно писать фанфики и приведём для этого сразу четыре причины, а также  разберём, что такое "фанфик", "фикрайтерство" и "фандом".

Присоединяйтесь :) 

Литературная мастерская с Ларисой Романовской

Урок № 8

СНЕЙП ЖИЛ, СНЕЙП ЖИВ, СНЕЙП БУДЕТ ЖИТЬ...

Почему начинающим авторам бывает полезно писать фанфики?

Случай из практики № 1

Вхожу в класс, рассказываю, что в школе открывается литературная студия и там ждут тех, кто пишет стихи, рассказы, романы и фанфики.

Изумленный голос: «И фанфики можно?».

«Нужно!», - подтверждаю я.

Автор фанфиков приходит на занятия и пишет отличный этюд, а потом еще один, а потом рассказ.

Случай из практики № 2

На занятии девушка читает рассказ в жанре фэнтази: главная героиня, юная и прекрасная, победила такого же юного и прекрасного злодея и вот теперь он, окровавленный, но все еще прекрасный, медленно и печально умирает у нее на руках. Начинается обсуждение. Возмущенный юноша: «Мне не понравилось! Это просто фанфик какой-то!»

Автор, стесняясь: «Да, я фикрайтер».

 

Фанфик — текст, написанный на основе другого литературного произведения (фильма, мюзикла, серии комиксов) с использованием оригинальных авторских героев и сюжетных линий. Дискуссии о том, можно ли считать фанфики литературным произведением, идут не первое десятилетие. Само слово «фанфик» (fanfic) образовано от английского fanfiction, «фанатская литература». То есть, наверное, можно, но не всегда.

Фикрайтер — человек, который пишет фанфики. Иногда потом он переключается на собственные тексты и становится прозаиком.

Фикрайтерство — процесс написания фанфика.

Фандом — авторский мир, по котором пишутся фанфики (например, фандом «Гарри Поттера», фандом киновселенной «Марвел»); группа фикрайтеров, которые пишут по этому авторскому миру и активно общаются в своих интернет-сообществах.

 

Я действительно считаю, что писать фанфики — это хорошо и очень полезно. Более того, многие из нас делали это, знать не зная о таком явлении.

Те, кто в детстве придумывал продолжения к любимым книгам (иногда их записывая, а чаще — нет) или играл в героев книг, мультиков и игр, занимался тем самым фанатским творчеством. Одни поиграли и забыли, другим так понравилось писать тексты, что они втянулись, а удовольствие получили все. 

А ведь литература, по большому счету, — это  игра, приносящая радость своим создателям. Мы, к сожалению, забываем об этом, когда у нас не получается текст, когда его ругают или не хотят публиковать.

Фикрайтерство — это  литературная игра, азартная и очень полезная.

 

Причина 1: фикрайтер разбирает образы героев и понимает, как они создаются

Нельзя просто написать текст, назвав героев Гарри и Гермиона, и сказать, что это фанфик. Фандом не простит. Упоротые фанаты вдумчиво и детально расскажут неопытному автору про характер героев в каноне (авторской вселенной), напомнят про их внешность и заодно внесут родословную Поттеров и Блэков до седьмого колена (авось пригодится для следующего текста!).

А главное, расскажут про завязку, кульминацию, развязку, интригу, образ рассказчика (мы о нем тоже поговорим), недостатки описаний и ремарок. Хочешь написать про Гермиону — влезай в ее шкуру, примеряй на себя ее образ, смотри, как устроен персонаж.

 

Причина 2: фикрайтер учится анализировать текст

Самое интересное в фантворчестве: найти яркую сцену в каноне и представить ее с точки зрения не главного героя, от лица которого идет повествование, а другого персонажа, например, главного противника...

Когда Роулинг еще не закончила работу над своим циклом, фанаты, опираясь на содержащуюся в тексте информацию, пробовали придумать биографию злодейски-коварного Северуса Снейпа вместе с прочими Малфоями.

Создавать собственный сюжет, опираясь на одну-единственную реплику канона, прописывать как бы «пропущенные автором» сцены, достраивать отношения между персонажами — это классическое райтерское удовольствие. Примерно такое же получает кроссвордист, заполняя последние клеточки, или шахматист, разыгрывая сложную партию. Вдохновение, адреналин плюс серьезная задача для  мозга — что может быть лучше?

 

Причина 3: фикрайтер получает поддержку и критику

Любой фандом — это общение единомышленников. Не каждый может найти в своем окружении человека, который всерьез заинтересуется чужой прозой и при этом сможет ее объективно проанализировать, отстраняясь от личности автора.

В фандоме кругом сплошные авторы, а некоторые еще и беты (аналог литературного редактора). Текст прочтут, разберут по косточкам, похвалят, раскритикуют, проанализируют и подкинут автору три дюжины идей. Это вдохновляет. Это помогает писать дальше (вспомни нашу колонку о том, как не бросить текст на середине). А чем больше мы пишем, чем чаще прислушиваемся к правильной критике, тем лучше становятся тексты.

 

Причина 4: фикрайтер перестает бояться писать прозу

А вот эта история — про меня. Закончив Литературный институт, я несколько лет не могла писать вообще. Я понимала, что пишу плохо, я не знала, как писать лучше, и мне казалось, что у меня ничего не получится.

Когда подруга рассказала мне про фанатов «Гарри Поттера», я обрадовалась — я любила эту вселенную. Когда я начала читать фики, то поняла: написать такое совсем не сложно, это же делает куча любителей, наверное, я тоже так смогу. Я стала писать.

И вот тогда, наконец, мне адски пригодилось все, чему меня пять лет учили в Литературном институте, а до этого — пять лет в литературной студии. Я перестала бояться текстов и с большим удовольствием играла в чужих героев. Через пять лет у меня вышла первая книга, написанная в жанре городского мистического фэнтази, с оригинальным миром и собственными персонажами.

Я не стала второй Джоанной Роулинг. Я стала прозаиком.

 

Предложить свою тему для наших занятий можно, написав на почту info@readchildren.ru с пометкой «Литературная мастерская»

 

Читать также по теме

Литературная мастерская: Урок № 7 

Литературная мастерская: Урок № 6 

Литературная мастерская: Урок № 5 

Литературная мастерская: Урок № 4 

Литературная мастерская: Урок № 3  

Литературная мастерская: Урок № 2  

Литературная мастерская: Урок № 1