Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

 

 

Приглашаем к сотрудничеству авторов по тематике нашего журнала info@readchildren.ru

 Скачать журналы в формате pdf

   

Апрель 2016

 

Май 2016 

 

Июнь 2016 

 

"Моё книжное детство": Константин Арбенин

Опубликовано 12.11.2016

Проект "Моё книжное детство" знакомит с историями о детстве и книгах, которые нам рассказали известные детские писатели и поэты. Что они читали в детстве? Что чувствовали, когда читали? Как состоялось их первое знакомство с удивительным миром книг? Эти маленькие истории очень разные: озорные, смешные, трогательные и очень интересные.

Сегодня о своём книжном детстве нам рассказал писатель, музыкант, актёр, автор и исполнитель песен Константин Арбенин. Его произведения публикуются с 1998 года: сказки для детей и взрослых "Король жил в подвале, и другие сказочные истории", роман-сказка "Иван, Кощеев сын", сказочное повествование "Заявка на подвиг",повесть-сказка "Тараканьими тропами" и др.

Моё книжное детство

Константин Арбенин

О том, чтобы стать писателем, я мечтал в школьном возрасте, а до этого, в раннем дошкольном детстве, я мечтал стать читателем! Родители не спешили учить меня грамоте, да и книг в нашем доме почти не было, поэтому желание читать во мне возникло из детского духа противоречия.

Наверное, если бы я вырос среди книг, в интеллигентной семье, то я бы так не тянулся к книгам, это было бы для меня чем-то обычным, рутинным и неинтересным. Но я рос в другой обстановке, и книги меня с самого начала манили уже самим своим видом – ледериновыми и дерматиновыми корешками, тесненными обложками, разным запахом бумаги, различными видами шрифтов… Книги мне казались какими-то сказочными чудесами и сокровищами. И, надо сказать, так и оказалось!  

В школу уже все пришли подкованными, все умели складывать слоги в слова, а я едва буквы к тому моменту выучил. Поэтому самостоятельно я начал читать довольно поздно. Но зато, начав, втянулся глубоко и надолго – на всю жизнь. Я был самым настоящим книжным ребёнком. 80% своего свободного времени я тратил на чтение, а уж остальное – на прогулки с друзьями, походы в кино и т.п.

Особенно я отводил душу летом: каникулы я любил прежде всего за возможность читать что-то сверх школьной программы, самое желаемое и долгожданное – Дюма, Стивенсона, Вальтера Скотта, Конан Дойла, Коллинза, Честертона, Сименона, Ильфа и Петрова, Леонида Соловьёва.   

Однажды, отдыхая летом в пионерском лагере, я отстоял в очередь в библиотеке (да-да, тогда, чтобы взять книгу, надо было отстоять очередь) с намерением взять стоящего на полке «Дон Кихота». Я уже предвкушал, как я его буду читать, но тут вдруг мой приятель, который стоял в очереди впереди меня, взял да и перехватил у меня книгу.

Я огорчился, а библиотекарь успокоила меня и сказала, что найдёт мне сейчас книгу не хуже. И выдала книжку Юрия Германа «Рассказы о Дзержинском». А я, поскольку был молодой и наивный, поверил ей (к тому же я был пионер, а это обязывало уважать Дзержинского). Я обрадовался: чекист Дзержинский на обложке вполне походил на «Дон Кихота»! Вернулся в отряд и стал всем рассказывать, как мне повезло в библиотеке – дали книгу про самого Дзержинского, «святое» доверили! Но мои приятели почему-то мою радость не разделяли, даже наоборот, смотрели на меня как на чокнутого.

Вечером я прочитал несколько рассказов из книги и сразу почувствовал, что книга – редкостная ерунда и неправда, но сознаваться в этом мне не хотелось. Я даже стыдил себя: мол, про Дон Кихота любой школьник прочитает, а ты попробуй вот это вот прочесть!

С пионерским упорством продолжал я читать книгу, надеясь найти в ней что-то интересное и полезное, но в то же время с завистью поглядывал на того своего приятеля, которому достался «Дон Кихот»: он теперь даже с нами не играл, держался особняком, потому что ему было не оторваться от книги, он везде с ней ходил и всё время её читал. Иногда мне удавалось заглянуть через его плечо и прочитать несколько абзацев – и это только больше распаляло моё желание скорее обменять Дзержинского на хитроумного идальго! Но роман был толстый, и пока приятель дочитал первый том, лагерная смена закончилась.

Так я и уехал в город, сожалея о бездарно потраченных читательских неделях. Потом начался учебный год, пришлось читать другие книжки, не до «Дон Кихота» стало... И только лет десять спустя я осуществил свою мечту – прочёл роман Сервантеса не торопясь, смакуя каждую главу и с улыбкой вспоминая эту пионерскую историю. И книга стала одной из самых моих любимых.

Но больше всего я люблю сказки. Я до сих пор их читаю и перечитываю. Началось всё с народных сказок – русских, молдавских, марийских, чешских, африканских… Каких я только сказок не читал! Наша школьная библиотекарь, едва увидев меня, понятливо кивала: «А, тебе, Арбенин, – сказки, как всегда!» Мои одноклассники уже перешли на книги о войне, о первой любви, на приключения и фантастику, а я всё не мог оторваться от сказок. После народных пошли сказки авторские, и они мне понравились ещё больше.

Пушкин, Шарль Перро, братья Гримм, ранний Андерсен сменялись Гофманом, Гауфом, Погорельским, Бажовым. Особенно я полюбил большие сказки: цикл Александра Волкова о Волшебной стране («Волшебник Изумрудного города» и продолжения), трилогия Николая Носова о приключениях Незнайки и «Три толстяка» Юрия Олеши. Чуть позже я был очарован двумя сказочными повестями Эдуарда Успенского – «Гарантийные человечки» и «Вниз по волшебной реке» (до сих пор считаю, что это его лучшие вещи). 

Совершенно перевернула моё читательское мировоззрение «Алиса в Стране чудес» Льюиса Кэрролла – она была совершенно не похожа на все остальные сказки, в ней было
интересно следить не столько за приключениями героини, сколько – за приключениями мысли автора, за путешествием его парадоксальных идей и нестандартного воображения.

Позже я нашёл и в современной отечественной литературе произведение, достойное кэрролловского шедевра, – «Книжка про Гришку» Радия Погодина. Из детских читательских 

пристрастий запомнились «Маленькая Баба-яга» Отфрида Пройслера, «Чубо из села Туртурика» Спиридона Вангели, «Муфта, Полботинка и Моховая борода» Эно Рауда, «Забытый день рождения» Дональда Биссета…

Шаг за шагом, я путешествовал по сказкам, и даже уже читая совсем другую, несказочную, литературу, я постоянно к ним возвращался, открывая всё новые и новые имена и названия. Уже во взрослом возрасте я заново открыл для себя Андерсена, прочитав его «взрослый» двухтомник, оценил сказки Оскара Уайльда, не сразу, но распробовал Толкиена…

Сейчас меня привлекают сказки, в которых помимо приключений, чудес и ярких характеров, есть нотки лирические, даже философские. Для меня важна интонация произведения, его внутренняя музыка, которая, когда книга прочитана, остаётся звучать в душе читателя и преображает, хотя бы немного, его внутренний мир, да и на мир вокруг позволяет взглянуть уже через новую «оптику».

Такие книги становятся частью меня, их хочется перечитывать, советоваться с ними. Эти книги – как бы мои друзья: «Лоскутик и облако» Софьи Прокофьевой, «Верлиока» Вениамина Каверина, «Момо» и «Бесконечная книга» Михаэля Энде, «Братья Львиное Сердце» и «Ронья – дочь разбойника» Астрид Линдгрен, «До свиданья, овраг» и «Картонное сердце» Константина Сергиенко, «Тим Талер, или Проданный смех» Джеймся Крюса, «Волшебник Земноморья» Урсулы Ле Гуин, сказки Константина Паустовского, Бориса Заходера, Карела Чапека, Йозефа Лады, Жана Супервьеля; из недавно вышедших – «Где гора говорит с луной» Грейс Лин.

Сказки – очень правдивый жанр, как это ни странно звучит. Я каждый день вижу в окружающей нас действительности героев и сюжеты из всеми известных сказок. Оглянитесь вокруг, приглядитесь повнимательнее, и вы увидите то же самое. Сегодня как никогда актуальны главные сказки нашего детства – «Буратино», «Чиполлино», «Джельсомино в Стране лгунов», «Урфин Джюс и его деревянные солдаты», «Три толстяка», «Незнайка на Луне», «Крошка Цахес»…

А самый актуальный писатель, оказавшийся сегодня прозорливее всех классиков и современнее всех современников – тоже сказочник: Евгений Шварц, по его «Дракону» просто можно изучать современное общество, его нравы и характеры.

Я верю… да нет, я точно знаю, что сказки помогают людям жить, они открывают глаза, растапливают замёрзшие души и настоятельно напоминают о самых главных вещах (о которых мы, вырастая, частенько забываем) – о добре и справедливости, любви и правде. Нет ничего предосудительного, если взрослый человек читает сказки, скорее наоборот: взрослым просто необходимо читать сказки – чтобы оставаться человеком, сохранять верность идеалам детства.

 

 

Читать также по теме

"Моё книжное детство": Виктория Ледерман

"Моё книжное детство": Юрий Никитинский

"Моё книжное детство": Дина Сабитова

"Моё книжное детство": Ая эН

"Моё книжное детство" Андрей Жвалевский

"Моё книжное детство": Тамара Михеева